Рекомендации Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга учтены при работе над корректировкой бюджета 2016 года
11 мая 2016 года Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга рекомендовала Законодательному Собранию Санкт-Петербурга принять в первом чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон «О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» за основу, а при подготовке поправок ко второму чтению законопроекта учесть изложенные в Заключении замечания и предложения Палаты.
На заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Заключение Палаты на проект закона о внесении изменений в параметры бюджета Санкт-Петербурга 2016 года и планового периода представил Председатель Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга Вадим Лопатников.
Было отмечено, что законопроект внесен на рассмотрение Законодательным Собранием Санкт-Петербурга после предварительного его рассмотрения и одобрения Правительством Санкт-Петербурга с соблюдением всех требований бюджетного процесса.
Накануне, на заседании Бюджетно-финансового комитета городского парламента, Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга дала свое заключение на проект корректировки бюджета и рекомендовала принять в первом чтении проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», внесенный Губернатором Санкт-Петербурга.
Экспертизой законопроекта, в основном, подтверждается обоснованность и реалистичность вносимых изменений в бюджет, которые характеризуются сбалансированным увеличением доходов и расходов бюджета Санкт-Петербурга, в том числе публичных нормативных обязательств, Дорожного фонда Санкт-Петербурга, Резервного фонда Правительства Санкт-Петербурга, сокращением Адресной инвестиционной программы, верхнего предела государственного долга и предельного объема внутренних заимствований, говорится в Заключении Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга.
При корректировке соблюдены ограничения, установленные по размеру дефицита бюджета Санкт-Петербурга, объему государственного долга и расходам на его обслуживание.
По замечаниям, высказанным в заключении Контрольно-счетной палаты, касающихся расчетов и обоснований расходов, Комитетом финансов направлены дополнительные, более подробные комментарии, а также определено, какие недостатки будут учтены при формировании поправки Губернатора Санкт-Петербурга ко второму чтению законопроекта, а какие - в дальнейшей перспективе.
Ко второму чтению законопроекта, в соответствии с рекомендациями Контрольно-счетной палаты, предусмотрено увеличение бюджетных назначений по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц, а также дополнительное увеличение плановых назначений по доходам 2016 года от размещения временно свободных средств бюджета Санкт-Петербурга на банковские депозиты.
В то же время в Заключении Палаты отмечено, что корректировкой существенно уменьшены расходы, связанные с сохранением и развитием исторического центра Санкт-Петербурга. Наполовину сокращены расходы на реализацию пилотного проекта «Единое городское парковочное пространство». Уменьшены субсидии на работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта. Оптимизированы расходы по подготовке Санкт-Петербурга к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу, по мероприятиям в сфере внешнеэкономического и международного сотрудничества.
Изменения назначений по доходам сопровождены расчетами главных администраторов, основаны на положениях законодательства и подтверждены результатами анализа фактического поступления и, таким образом, обоснованы. Так, увеличение на 1 млрд. рублей (или на 37,4 %) доходов от уплаты штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения признано Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга обоснованным, при условии повышения качества их администрирования.
По транспортному налогу уменьшение бюджетных назначений на 306,1 млн. рублей Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга не смогла признать обоснованным, так как с учетом должного уровня администрирования, а именно увеличения собираемости транспортного налога, сумма поступлений по нему могла бы существенно возрасти. В Заключении приведены сведения по увеличению задолженности по транспортному налогу в среднем в 1,2 раза, что свидетельствует о необходимости принятия действенных мер по обеспечению должного уровня администрирования, который является одним из основных направлений налоговой политики последних лет. За последние 3 года задолженность по транспортному налогу увеличилась с 5,3 до 7,5 млрд. рублей, что составляет 77,3 % от уплаченного за 2015 год в бюджет города налога.
По результатам экспертизы законопроекта о корректировке бюджета Палатой предложено рассмотреть возможность дополнительного сокращения как верхнего предела государственного внутреннего долга Санкт-Петербурга, так и расходов на его обслуживание, а также направить на финансирование дефицита бюджета Санкт-Петербурга остатки временно свободных средств в больших объемах, чем предусмотрено законопроектом.
Законопроектом вносятся изменения, затрагивающие финансовое обеспечение реализации всех 17 государственных программ. Значимое сокращение расходов прослеживается по госпрограммам: «Развитие образования» (на 2,5 млрд.рублей или 2,3 %), «Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами» (на 886,5 млн. рублей или 2,8 %). В соответствии Законом Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге», Государственные программы Санкт-Петербурга подлежат приведению в соответствие с Законом о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
При формировании законопроекта учтены рекомендации Палаты о необходимости оптимизации расходов, финансирование которых возможно из средств на обеспечение выполнения функций казенных учреждений и органов государственной власти Санкт-Петербурга; отнесения в максимальной степени бюджетных ассигнований на соответствующие госпрограммы.
С учетом необходимости отражения в бюджете доходов и расходов в полном объеме, Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга даны рекомендации по увеличению расходов, фактически произведенных в I квартале, в размере 305,8 млн. рублей, а также назначений по безвозмездным поступлениям, не учтенных при корректировке, но предусмотренных федеральным бюджетом – в сумме 193,4 млн. рублей.
Имеется ряд замечаний по качеству отдельных расчетов и обоснований, применению бюджетной классификации, включению объектов АИП в отсутствие соответствующих решений Правительства Санкт-Петербурга, полноте отражения доходов и расходов бюджетов, эффективности их использования. При формировании законопроекта не удалось избежать практики принятия бюджетных ассигнований в сумме 2,9 млрд. рублей в отсутствие соответствующих расходных обязательств, на что Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга неоднократно указывает. Для исполнения на законных основаниях принимаемых бюджетных обязательств необходимо скорейшее принятия соответствующих нормативных правовых актов Правительства города.
По итогам заседания 33 голосами депутаты городского парламента приняли Постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, утверждающее основные характеристики бюджета Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы. Таким образом, общий объем доходов бюджета в 2016 году увеличивается на 2,9 млрд. рублей. На эту же сумму увеличиваются расходы городской казны. Таким образом, доходы бюджета СПб в 2016 году составят 435,8 млрд. рублей, расходы – 494,4 млрд. рублей, дефицит – 58,6 млрд. рублей.