Ru
Язык: Ru Eng

Необходимо усилить контроль за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга

26 июня 2014 года Председатель Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга Вадим Лопатников принял участие в заседании Межведомственного совета по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга. Заседание прошло под председательством Губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко.  

Глава КСП выступил с докладом «О результатах контроля за законностью использования средств бюджета Санкт-Петербурга в сфере здравоохранения».

За последние три года КСП в рамках последующего контроля было проверено 50 учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга, в том числе Противотуберкулезный диспансер № 5, Детская городская больница №1, Александровская больница, Городская многопрофильная больница № 2, Городская больница № 40 Курортного района, Городская поликлиника № 78, Специализированный Дом ребенка № 3 (психоневрологический), Стоматологическая поликлиника № 15, Городская поликлиника № 19, Специализированный психоневрологический дом ребёнка № 13, Противотуберкулезный диспансер № 2, Дом ребенка № 1 специализированный, Женская консультация № 5 и др.

В структуре расходов бюджета Санкт-Петербурга на сферу здравоохранения в 2014 году приходится почти 69 млрд. рублей или 14,5 % всех городских расходов.

В ходе проведения контрольных мероприятий Палатой был выявлен ряд типичных нарушений при расходовании средств бюджета Санкт-Петербурга.

Основные из них следующие:

  • Причинение материального ущерба Санкт-Петербургу, обусловленное безвозвратными потерями доходов в связи с отказами страховых компаний в оплате за оказанную медицинскую помощь из-за неправильного оформления учреждениями документов. Ущерб в результате оплаты фактически не выполнявшихся работ при проведении капитального ремонта отделений учреждений здравоохранения и необоснованного завышения стоимости материальных ресурсов при составлении сметной документации. Ущерб вследствие приобретения продуктов питания, лекарственных средств и расходных материалов по завышенным ценам. В результате принятых мер по итогам проверок произведен частичный возврат денежных средств, ряд должностных лиц был уволен.
  • Нецелевое расходование средств бюджета Санкт-Петербурга, когда, например, средства бюджета Санкт-Петербурга на оказание высокотехнологической помощи направлялись на оплату труда, приобретение реагентов и расходных материалов. Также установлены факты нецелевого использования собственности Санкт-Петербурга. В частности Городской больницей № 2 в безвозмездное пользование коммерческой организации неправомерно был предоставлен земельный участок и помещения ангара площадью для организации автосервиса и платной парковки для сторонних автомобилей. Александровской больницей была организована платная стоянка для автомобилей сотрудников учреждения, на территории, которая предназначена исключительно для размещения объектов здравоохранения и социального обеспечения. По результатам проверки КСП незаконная парковка была ликвидирована.
  • Выявлены факты неэффективного расходования бюджетных средств. Так, в 2012 году Городскими поликлиниками №№ 109, 44, 19, 56, 78 Фрунзенского района безрезультативно израсходованы средства бюджета Санкт-Петербурга в общей сумме не менее 79 миллионов рублей на оплату 7 рентгенодиагностических комплексов, фактически не используемых в лечебной деятельности из-за отсутствия в учреждениях санитарно-эпидемиологических заключений на их эксплуатацию. В настоящее время проводится  работа по получению разрешения на ввод оборудования в эксплуатацию.
  • Систематически выявляются случаи бесконтрольного расходования бюджетных средств на выплату различных надбавок и доплат в условиях неправомерного введения сверхнормативных штатных должностей и необоснованного планирования и выделения на их содержание ассигнований, наличия значительного количества вакантных должностей в медицинских учреждениях.

Обобщая полученную информацию о принятых мерах по результатам проверок, проводимых Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга, можно отметить, что разрабатываются планы мероприятий по устранению нарушений, виновные в нарушении лица привлекаются к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения, организуется претензионная работа по взысканию штрафных санкций и т.д. Однако анализ представляемых материалов показывает, что не по всем учреждениям принимаются исчерпывающие меры, на что следует обратить внимание профильного вице-губернатора Санкт-Петербурга для принятия соответствующих решений.

Кроме того, по мнению Контрольно-счетной палаты, в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств целесообразно:

Комитету по здравоохранению и администрациям районов Санкт-Петербурга – усилить внутренний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных учреждений здравоохранения, повысить ответственность всех участников бюджетного процесса за соблюдением требований бюджетного и гражданского законодательства, принимать действенные меры по предотвращению финансовых нарушений.

Руководителям учреждений здравоохранения:

  • принять меры к укомплектованию штатов учреждений медицинским персоналом, в том числе своевременно и в полном объеме размещать информацию о наличии вакантных ставок;
  • при определении цен закупок продуктов питания, медикаментов, расходных материалов, услуг  – руководствоваться ценами, размещенными на сайте СПб ГБУ «Центр мониторинга и экспертизы цен»;
  • при организации лечебного питания – обеспечить соблюдение среднесуточных норм питания, технологий и рецептуры приготовления пищи;
  • принять меры к обеспечению надлежащего оформления медицинской документации и ведения лечебного процесса в целях минимизации отказов страховых медицинских компаний в оплате за оказанную медицинскую помощь из-за неполного, несвоевременного и некачественного проведения диагностических и лечебных мероприятий, невыполнения минимума обследования и лечения.