Информация о результатах выборочной проверки формирования и исполнения бюджета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Металлострой за 2015-2016 годы и истекший период 2017 года
Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга проведено контрольное мероприятие «Выборочная проверка формирования и исполнения бюджета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Металлострой за 2015-2016 годы и истекший период 2017 года», по результатам которого установлены следующие нарушения федерального законодательства и законодательства Санкт-Петербурга:
- Нарушения в ходе формирования и исполнения местного бюджета.
1.1. Нарушение порядка разработки и утверждения ведомственных целевых программ.
1.2. Несоблюдение порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи.
1.3. Неосуществление бюджетных полномочий главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, а именно, в проверяемый период МС и Администрацией, как главными распорядителями бюджетных средств, не был определен порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы.
1.4. Нарушение общих требований порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы Администрации.
1.5. Нарушения при выполнении муниципальных задач и функций органами местного самоуправления, а именно:
1.5.1. В нарушение Положения о бюджетном процессе во внутригородском муниципальном образовании Санкт-Петербурга поселок Металлострой местный бюджет на 2015 год утвержден решением МС после начала финансового года.
1.5.2. В нарушение Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления ВМО с указанием фактических затрат на их денежное содержание за I полугодие 2015 года органами местного самоуправления ВМО не публиковались.
1.6. Неосуществление МС, Администрацией бюджетных полномочий главных распорядителей бюджетных средств, предусмотренных ст. 158 БК РФ, в части обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств, что повлекло, в том числе потери местного бюджета, а именно, в проверяемый период:
– депутатам МС, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, компенсированы расходы, не связанные с выполнением ими своих полномочий;
– Администрацией произведена оплата услуг по уборке и содержанию дорог общего пользования регионального значения, находящихся в границах ВМО, с использованием нормативов, не соответствующих утвержденным нормативам финансовых затрат на содержание автомобильных дорог регионального значения в Санкт-Петербурге на соответствующий год;
– Администрацией произведена оплата работ по комплексной уборке проезжей части автомобильных дорог общего пользования регионального значения, выполненных на площади, не несоответствующей площади проезжей части, указанной в Технических паспортах автомобильных дорог;
– Администрацией произведена оплата работ по ремонту оборудования и уборке территории спортивной площадки, площадь которой согласно условиям контрактов превышает ее фактическую площадь;
– Администрацией произведена оплата услуг по оказанию консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в форме, непредусмотренной Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
1.7. Нарушение Администрацией порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации, установленного Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, что повлекло искажение отдельных показателей форм бюджетной отчетности за 2015, 2016 годы и 7 месяцев 2017 года.
1.8. Нецелевое использование средств местного бюджета.
В нарушение ст. 15 БК РФ, согласно которой местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования, запрета на финансирование полномочий органов государственной власти, установленного п. 5 ст. 86 БК РФ и ст. 38 Закона Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», средства местного бюджета направлены Администрацией на проведение мероприятий, выполнение работ, не относящихся к решению вопросов местного значения, исчерпывающий перечень которых установлен ст. 10 Закона Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», что в соответствии со ст. 306.4 БК РФ квалифицируется как нецелевое использование бюджетных средств, а именно:
– на выполнение работ по содержанию элементов благоустройства, расположенных на территории ВМО, которые согласно данным бухгалтерского учета на момент производства работ на балансе Администрации не числились, тогда как к вопросам местного значения относится, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
– на оплату работ по устройству новой пешеходной дорожки, тогда как к вопросам местного значения относится, в том числе текущий ремонт придомовых территорий и дворовых территорий, включая проезды и въезды, пешеходные дорожки;
– на выполнение работ по установке указателей направлений улиц, тогда как к вопросам местного значения относилась только организация установки указателей с названиями улиц и номерами домов;
– на оплату услуг по организации и проведению соревнований для детей, находящихся в летних оздоровительных лагерях на базе ГБОУ Санкт-Петербурга, расположенных на территории ВМО, поскольку в соответствии с Порядком проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации, финансирование обеспечения деятельности летних оздоровительных лагерей, сформированных на базе общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, в том числе организация досуговых мероприятий для детей, осуществляется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга;
– на оплату транспортных услуг по доставке участников мероприятий-жителей ВМО на мероприятия, организованные сторонними организациями, поскольку организация транспортных услуг для доставки жителей ВМО на мероприятия не относится к вопросам местного значения;
– на выполнение работ по благоустройству территорий земельных участков, которые в 2013, 2014 годах поставлены на кадастровый учет и находятся в долевой собственности жильцов многоквартирных домов, постоянном (бессрочном) пользовании иных лиц, тогда как бремя расходов на содержание имущества, в соответствии со ст. 210 ГК РФ, ст. 39 ЖК РФ, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, осуществляется за счет средств собственников этого имущества;
– на организацию и проведение обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу за счет средств местного бюджета, утвержденных на реализацию ведомственной целевой программы по организации и проведению физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий, тогда как указанной программой данное мероприятие не предусмотрено;
– на приобретение за счет средств местного бюджета, утвержденных на реализацию ведомственной целевой программы по организации и проведению праздничных мероприятий, билетов на спектакли, которые были выданы, в том числе лицам, не являющимися жителями ВМО, тогда как целью указанной ведомственной целевой программы является, в том числе обеспечение культурно-досугового пространства населения муниципального образования;
– на оплату за счет средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию ведомственной целевой программы по проведению подготовки и обучения неработающего населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, услуг по организации и проведению занятий на тему «Пожарная опасность в жилых и общественных зданиях. Правила пожарной безопасности. Действия населения в случае возникновения пожара», тогда как в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге» организация обучения населения
Санкт-Петербурга мерам пожарной безопасности, а также информирование населения Санкт-Петербурга о мерах пожарной безопасности, организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности отнесены к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга;
– согласно данным путевого листа служебного автомобиля МС, водителем МС в 2017 году осуществлены, в том числе поездки с целью развозки повесток для призывников, тогда как к вопросам местного значения отнесено, в частности, участие в работе призывной комиссии на территории муниципального образования и комиссии по постановке граждан на воинский учет на территории муниципального образования, а порядок вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, определен Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
2. Нарушения ведения бухгалтерского учета.
2.1. Нарушение руководителем экономического субъекта (Администрацией) требований по оформлению учетной политики.
2.2. Нарушения требований, предъявляемых к регистру бухгалтерского учета (отсутствие отдельных сведений в инвентарных карточках; передача материальных запасов в пользование сотрудникам Администрации без оформления «Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения»; неосуществление учета подарочной и сувенирной продукции на забалансовом счете).
2.3. Нарушения требований, предъявляемых к оформлению фактов хозяйственной жизни экономического субъекта первичными учетными документами, допущенных МС и Администрацией, в том числе в нарушение ст. 9 Федерального Закона «О бухгалтерском учете», п. 7 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Минфином России, несвоевременно оформлены первичные учетные документы; в первичных учетных документах отсутствуют обязательные реквизиты.
2.4. В проверяемый период МС не оформлялся журнал регистрации путевых листов служебного автомобиля; на отдельных объектах основных средств, числящихся на балансе Администрации, отсутствовали инвентарные номера.
3. Нарушения в сфере управления, распоряжения и использования государственной и муниципальной собственности.
3.1. Нарушение Администрацией порядка учета и ведения реестра муниципального имущества.
3.2. Администрацией осуществлены расходы на выполнение работ по содержанию имущества (газонных ограждений, спортивных площадок), которое было приобретено в период 2002-2006 годы, и расположенного на территории земельных участков, которые в период 2012-2015 годы поставлены на кадастровый учет и находятся в общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, постоянном (бессрочном) пользовании иных лиц. При этом, при передаче земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование иных лиц, долевую собственность жильцов многоквартирного дома органами местного самоуправления ВМО не было принято решение в отношении муниципального имущества, находящегося на данных земельных участках (предоставление в возмездное пользование, аренду и т.д. иным физическим и (или) юридическим лицам), и осуществляется содержание данного имущества.
3.3. Администрацией приняты и оплачены работы по высадке кустарников в общем количестве 193 шт., тогда как в ходе проведения контрольного мероприятия установлено фактическое наличие 142 шт. кустарников, что повлекло потери местного бюджета.
3.4. Несоблюдение Администрацией требований Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации при классификации расходов местного бюджета на приобретение нефинансовых активов.
- Нарушения при осуществлении муниципальных закупок.
4.1. Приемка и оплата выполненных работ, оказанных услуг, не соответствующих условиям муниципальных контрактов, а именно, в нарушение ст. 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Администрацией приняты и оплачены работы, услуги, не соответствующие условиям муниципальных контрактов, что повлекло, в том числе потери средств местного бюджета, а именно:
– фактически невыполненные работы по организации дополнительных парковочных мест на дворовых территориях ВМО, созданию зоны отдыха, устройству подстилающих и выравнивающих слоев из песка и щебня при устройстве пешеходных дорожек, партерного и обыкновенного газонов;
– работы по установке бетонных полусфер, урн, габаритные размеры которых не соответствуют размерам, предусмотренным условиями муниципальных контрактов;
– услуги по организации и проведению спортивного мероприятия, которые оплачены в полном объеме, тогда как вместо 60 человек в мероприятии приняли участие 17 человек;
– Администрацией приняты и оплачены работы по установке 4 скамеек вместо 5 скамеек, предусмотренных условиями муниципального контракта;
– работы по текущему ремонту пешеходных дорожек, поскольку в ходе проведения осмотра фактического выполнения работ установлено, что устройство слоя из отсева выполнено толщиной слоя 5 см вместо 10 см.
4.2. Нарушение Администрацией условий реализации контрактов, в том числе сроков реализации, включая своевременность расчетов по контракту, а именно, в нарушение условий муниципального контракта Администрацией приняты и оплачены услуги по изготовлению 11 выпусков муниципальной газеты в черно-белом оформлении вместо 15 выпусков.
4.3. Неприменение в 2017 году мер ответственности по двум муниципальным контрактам (отсутствуют взыскания неустойки (пени, штрафы) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя).
4.4. Нарушение при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно:
4.4.1. В нарушение ст. 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Администрацией:
– в 2015, 2016 годы превышен допустимый годовой объем закупок, осуществляемых способом у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
– в 2015 году в отсутствие оснований, установленных указанным Федеральным законом, произведены закупки на выполнение работ по благоустройству территории ВМО способом у единственного поставщика, превышающие 100 тыс. рублей, что повлекло необоснованное ограничение возможности участия юридических и физических лиц в закупке данных работ, услуг для муниципальных нужд, несоблюдение принципов добросовестной конкуренции, гласности и прозрачности закупки, что противоречит требованиям ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
4.4.2. Без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Администрацией:
– в проверяемый период осуществлены закупки на оказание однородных услуг, что не соответствует принципам контрактной системы и повлекло необоснованное ограничение возможности участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, добросовестной конкуренции, гласности и прозрачности закупок;
– в 2016 году в отсутствие оснований, установленных ст. 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», способом у единственного поставщика заключены два муниципальных контракта на оказание услуг по посещению концертов музыкального ансамбля, что повлекло необоснованное ограничение возможности участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для муниципальных нужд;
– в 2016 году заключены три муниципальных контракта на выполнение ремонтных работ в здании, находящемся в муниципальной собственности, которые фактически дополняют друг друга и представляют собой единый комплекс работ, образуя единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную тремя самостоятельными контрактами, что свидетельствует о необоснованном дроблении объекта закупки, уходе от конкурентных способов размещения заказа и избрании ненадлежащего способа закупки.
4.5. Несоблюдение требований, в соответствии с которыми государственные (муниципальные) контракты (договоры) заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, а именно, в нарушение п. 2 ст. 72 БК РФ МС и Администрацией в проверяемый период осуществлены закупки, не соответствующие позициям утвержденных планов-графиков закупок; расходы на основании договоров, заключенных в период с 2000-2013 годов.
4.6. Несоблюдение МС и Администрацией требований, в соответствии с которыми получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов (договоров).
4.7. Нарушение МС и Администрацией порядка формирования, утверждения и ведения плана закупок, плана-графика закупок, порядков их размещения в открытом доступе.
4.8. Нарушения при установлении преимуществ отдельным участникам закупок (субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов).
4.9. Несоблюдение требований к содержанию документации (извещения) о закупке, установленных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе Администрацией в 2017 году:
– при описании отдельных объектов закупок не указаны функциональные, технические и качественные характеристики, позволяющие определить соответствие закупаемой продукции установленным заказчиком требованиям;
– в документации о пяти электронных аукционах не установлено требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
4.10. Несоблюдение порядка заключения государственного или муниципального контракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а именно, в нарушение ст.ст. 763, 766 ГК РФ Администрацией в 2015, 2016 годах приняты и оплачены работы по благоустройству территории ВМО без заключения муниципальных контрактов (договоров), содержащих обязательные условия об объеме, сроках начала и окончания работ, размере и порядке финансирования и оплаты, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
4.11. Непредставление, несвоевременное представление информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками.
4.12. Включение в документацию (извещение) о закупке требований к объекту закупки, приводящих к ограничению конкуренции.
4.13. Нарушение требования об осуществлении контроля в сфере закупок, а именно, в нарушение ст. 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Администрацией в 2015, 2016 годах контроль за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ не осуществлялся.
5. Иные нарушения и замечания, допущенные в ходе формирования и исполнения местного бюджета.
5.1. В 2016, 2017 годы Администрацией произведены необоснованные расходы на оплату работ по установке скамеек, урн и поставке песка в песочницы, поскольку в результате проведенного мониторинга цен установлено, что стоимость приобретенного оборудования и поставленных материалов, указанная в актах о приемке выполненных работ к муниципальным контрактам, была завышена, что не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, установленному ст. 34 БК РФ, и свидетельствует о неэффективной реализации бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств в части обеспечения результативности использования бюджетных средств, которые установлены ст. 158 БК РФ.
5.2. Неэффективное расходование средств местного бюджета в результате приобретения товаров (услуг) по завышенным ценам.
5.3. Администрацией осуществлены расходы на оплату услуг по содержанию элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования регионального значения. При этом, условиями контрактов, а также актами о приемке выполненных работ элементы обустройства автомобильных дорог, содержание которых осуществлялось в рамках контрактов, не конкретизированы, в связи с чем оценить в полном объеме обоснованность расходов средств местного не представилось возможным.
5.4. В 2015, 2016 годы Администрацией осуществлены расходы на выполнение работ по ямочному ремонту внутридворовых проездов, расположенных на земельных участках, которые с 2014 года поставлены на кадастровый учет и находятся в долевой собственности жильцов многоквартирных домов, тогда как выполнению за счет средств местного бюджета указанных работ должна была предшествовать работа по определению органами местного самоуправления ВМО полномочий в части содержания таких проездов, тогда как документы, подтверждающие исключение данных земельных участков из общей долевой собственности жильцов многоквартирных домов, не представлены, в связи с чем оценить в полном объеме обоснованность произведенных расходов не представилось возможным.
5.5. Администрацией произведена оплата муниципальных контрактов на выполнение работ по текущему ремонту дорог и тротуаров, расположенных в пределах границ ВМО, в которых отсутствуют локальные сметные расчеты, калькуляции с указанием детализированного перечня выполняемых работ и их объема, в связи с чем проверить обоснованность расчетов стоимости контрактов, принятых и оплаченных Администрацией работ на соответствие условиям контрактов не представилось возможным.
5.6. В 2017 году Администрацией заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту ограждений газонов, на которые установлен срок гарантийного обслуживания, что повлекло необоснованное завышение цены указанного контракта и в случае его оплаты может повлечь потери местного бюджета.
5.7. В 2015, 2016 годы Администрацией произведены расходы на выполнение работ по уборке водных акваторий и береговых полос при отсутствии полномочий в области водных отношений, переданных ВМО в установленном законодательством порядке, и соответствующих финансовых средств на исполнение передаваемых полномочий.
5.8. В 2015, 2016 годы Администрацией произведены расходы на оплату услуг по организации и проведению мероприятий, посвященных местным традициям и обрядам, на организацию и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, которые включены в ведомственные целевые программы по организации и проведению праздничных мероприятий, по организации и проведению физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий при отсутствии муниципальных правовых актов ВМО, устанавливающих перечень местных праздников, традиций и обрядов, физкультурно-оздоровительных мероприятий и официальных спортивных мероприятий муниципального образования, а также порядка их организации и проведения.
5.9. В 2016 году расходы на оплату труда депутатов МС, выборных должностных лиц местного самоуправления ВМО, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления ВМО исполнены с превышением норматива, установленного постановлением Правительства Санкт-Петербурга.
Аудитор палаты К.Г. Желудков