Ru
Язык: Ru Eng

Комитет по тарифам 2017-2019 годы

При проверке деятельности Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее – Комитет) и Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр тарифно-экспертного обеспечения» (далее – Учреждение) установлены различные нарушения и недостатки.

В частности, выявлены нарушения при формировании и исполнении бюджета в части разработки Методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет Санкт-Петербурга и Реестра источников доходов бюджета.

         Кроме того, установлены нарушения порядка и условий оплаты труда работников, повлекшие формирование фонда оплаты труда сотрудников Учреждения на 2017, 2018, 2019 годы в завышенном объеме на сумму 243,1 тыс. рублей, выплаты сотрудникам Комитета с нарушением действующего порядка на сумму 479,7 тыс. рублей, расходование средств  на оплату труда работников Учреждения в завышенном объеме на сумму  380,8 тыс. рублей из-за нарушений при определении базовых окладов и установлении повышающих коэффициентов.

         Проверкой установлены следующие нарушения Порядка формирования государственных заданий для государственных учреждений Санкт-Петербурга и порядка финансового обеспечения выполнения государственных заданий, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2011 № 63:

- в ведомственный перечень услуг и работ, оказываемых Учреждением в 2017 году, Комитетом включены услуги по научно-методическому обеспечению, не относящиеся к видам деятельности, указанным в Уставе Учреждения;

- расчет субсидии на 2017, 2018 годы произведен Учреждением и согласован Комитетом не в соответствии с базовыми нормативами затрат, что повлекло завышение суммы субсидии, выделенной Учреждению из бюджета Санкт-Петербурга на выполнение государственного задания, на сумму 59 тыс. рублей;

- Комитетом определен объем финансового обеспечения выполнения государственного задания на 2017, 2018, 2019 годы в отсутствие надлежащих базовых нормативов затрат на отдельные виды работ, фактически выполненных Учреждением. По целевой статье 1110094280 «Субсидия Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению «Центр тарифно-экспертного обеспечения» на финансовое обеспечение выполнения государственного задания» Комитетом произведены расходы на оплату государственных услуг по выполнению 293 аналитических отчетов в отсутствие надлежащих базовых нормативов затрат на их выполнение на общую сумму 16 143,7 тыс. рублей;

- при расчете базовых нормативов затрат на 2017, 2018, 2019 годы Комитетом в состав затрат на оказание государственных услуг не включены отдельные прямые и косвенные затраты, предусмотренные п.п. 7.1.2-7.1.4, 7.2.1.4, 7.2.1.8 Методических рекомендаций по расчету базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) автономными и бюджетными учреждениями Санкт-Петербурга и корректирующих коэффициентов к ним, утвержденных распоряжением Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга от 25.05.2016 № 22-р.

В нарушение положений п. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающих совмещение функций органов исполнительной власти субъектов РФ и функций хозяйствующих субъектов, в проверяемый период Учреждение фактически исполняло часть функций Комитета по расчету (установлению) платы за подключение (технологическое присоединение) к инженерным сетям организаций, возложенных исключительно на Комитет, используя средства субсидии на выполнение государственного задания.

Контрольно-счетная палата обратила внимание на то, что деятельность Учреждения в рамках государственного задания во многом подобна услугам, оказываемым Учреждением физическим и юридическим лицам в рамках приносящей доход деятельности. Результаты работ (услуг), выполненных Учреждением по договорам на платной основе, зачастую предоставляются заказчиками работ (услуг) в Комитет в целях утверждения параметров производственных (инвестиционных) программ и тарифов, предварительно рассчитанных Учреждением за плату. Указанные обстоятельства могут свидетельствовать о возможном наличии конфликта интересов, предполагающего ситуацию, при которой личная заинтересованность сотрудников Учреждения - исполнителей по договорам может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ими обязанностей в ходе осуществления части государственных функций.

В нарушение п. 8 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 28.07.2010 № 81н, в планах финансово-хозяйственной деятельности Учреждения отсутствовали отдельные обязательные данные.

Услуги по научно-методическому обеспечению, не предусмотренные в Уставе Учреждения, необоснованно включены Комитетом в технологический регламент оказания государственной услуги Учреждением на 2017 год и в государственное задание Учреждения на 2017 год,  что является нарушением п. 3 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ.

В нарушение п. 3.5. Порядка оценки деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, утвержденного  постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.01.2018 № 4, отчет Комитета по результатам мониторинга значений индивидуальных ключевых показателей результативности за I квартал 2018 года не содержал обязательные сведения: показатели результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности Комитета и их достигнутые значения.

В нарушение Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности учреждения, оказываемых им сверх установленного государственного задания, утвержденного приказом Комитета от 24.01.2011 № 1-1, в проверяемый период Учреждением оказаны следующие услуги:

- услуги по размещению и публикации материалов в журнале «Вестник Комитета по тарифам Санкт-Петербурга» в количестве 161 ед. и консультационные услуги в количестве 49 ед., расчет стоимости которых Комитетом не был определен;

- услуги ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» на сумму 14 315,4 тыс. рублей, расчет стоимости которых произведен с нарушением установленного порядка в отсутствие обоснования объема, продолжительности, категории сложности работ и показателей средней выработки, заработной платы, плановой численности специалистов, уровня рентабельности.

В нарушение п. 4.2, 5.2 Требований к формированию структурных подразделений исполнительных органов государственной власти
Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением Правительства Санкт-Петербурга № 78-рп, количество должностей советника руководителя, главных специалистов и ведущих специалистов в Комитете в период с 17.03.2017 по настоящее время превысило установленный норматив, что не повлекло завышение фонда оплаты труда Комитета.

В ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения действующего законодательства при осуществлении государственных закупок, такие как: несоблюдение установленных сроков размещения обязательных документов и сведений в Единой информационной системе; внесение изменений в существенные условия контракта при его исполнении; приемка и оплата транспортных услуг, несоответствующих условиям контракта.

Помимо того, установлено несоблюдение Учреждением принципов и основных положений о закупке, предусматривающих обеспечение равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, при заключении 19 договоров на общую сумму 2 498,4  тыс. рублей. Так, Учреждением произведено разделение одного вида (предмета) закупок, изначально предусмотренного в плане закупок на 2018, 2019 годы как единая закупка, на несколько частей с последующим заключением отдельных договоров на каждую часть закупки, что позволило избежать конкурентные способы определения поставщика и в отсутствие надлежащих оснований применить пункт 4.7 Положения о закупках, предусматривающий осуществление закупки способом у единственного поставщика. В то время как применение конкурентных способов определения поставщика экономически более эффективно. Например, стоимость одного часа услуги по аренде автомобиля Учреждением при применении способа закупки у единственного поставщика возросла: в 2018 году - в 2 раза и в 2019 году - в 2,7 раза по сравнению с договором 2017 года, заключенным по итогам электронного аукциона.

 Указанные обстоятельства позволили сделать вывод о ненадлежащем осуществлении Комитетом ведомственного контроля в сфере закупок в отношении подведомственного Учреждения, предусмотренного п. 3.45-3 Положения о Комитете.

В ходе контрольного мероприятия исследованы отдельные вопросы, связанные с оптимизацией расходов бюджета Санкт-Петербурга.

         Так, в письме Комитета финансов от 15.06.2017 № 01-02-2153/17-0-0 «О направлении контрольных цифр и методических указаний по формированию заявок главных распорядителей бюджетных средств Санкт-Петербурга, расчетов и обоснований расходов к проекту бюджета Санкт-Петербурга и планированию бюджетных ассигнований на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» указано, что повышение качества предоставляемых расчетов и обоснований можно достигнуть, в том числе, за счет обеспечения многофакторной и многоуровневой проверки расчетов, проведения независимой экспертной оценки, согласования (прохождения экспертизы) расходов в соответствующих исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга.

           Комитет в рамках исполнения своих полномочий проводит экспертизу расходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, однако выводы Комитета по тарифам о необходимости снижения расходов регулируемых организаций, отраженные в экспертных заключениях Комитета по тарифам, зачастую не учитываются при формировании планов финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций и при расчете бюджетных субсидий.

           Например, в Порядках установления тарифов на перевозки, утвержденных распоряжениями Комитета от 12.09.2016 № 104-р, от 23.05.2018 № 41-р, определено, что Комитет по тарифам проводит экспертизу экономической обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Однако выводы Комитета по тарифам о необходимости снижения расходов на перевозки, указанные в экспертном заключении по определению тарифов на перевозки пассажиров и багажа метрополитеном на 2018 год, не были учтены Комитетом по транспорту и ГУП «Петербургский метрополитен» при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год и при расчете субсидии, что повлекло планирование бюджетных ассигнований на 2018 год в завышенных объемах в нарушение принципа эффективного расходования бюджетных средств, установленного ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

           Так, в плане финансово-хозяйственной деятельности ГУП «Петербургский метрополитен» на 2018 год и в законе о бюджете Санкт-Петербурга на 2018 год субсидия для ГУП «Петербургский метрополитен» запланирована в сумме 17 952,7 млн. рублей или с завышением на 1 957 млн. рублей по сравнению с величиной, отраженной в экспертном заключении Комитета по тарифам.

           Данное нарушение носит системный характер, поскольку аналогичная ситуация при планировании субсидии имела место и в другие годы, а также по иным перевозчикам.

           Проверкой установлено, что утвержденные Законом Санкт-Петербурга от 04.12.2017 № 801-131 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и Законом Санкт-Петербурга от 30.11.2018 № 711-144 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» субсидии перевозчикам превышают величину субсидии, отраженную в соответствующих экспертных заключениях Комитета. Например:

           - Законом о бюджете Санкт-Петербурга на 2018 год установлена субсидия ГУП «Горэлектротранс» на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемому тарифу наземным электротранспортом – в сумме 8 268,7 млн. рублей, тогда как в экспертном заключении Комитета по тарифам – указана в сумме 7 791 млн. рублей, что меньше на 477,7 млн. рублей;

           - Законом о бюджете Санкт-Петербурга на 2019 год установлена субсидия ГУП «Петербургский метрополитен» в сумме 21 000,3 млн. рублей, тогда как в экспертном заключении Комитета по тарифам – указана в сумме 18 604,1 млн. рублей, что меньше на 2 396,2 млн. рублей.

           Выборочной проверкой контрактов на закупку материалов и оборудования, заключенных ГУП «Петербургский метрополитен» и относящихся к расходам на перевозку, установлено, что ГУП «Петербургский метрополитен» в 2018 году осуществляло закупки материалов и оборудования по ценам, значительно превышающим аналогичные предложения на рынке.

           Указанные обстоятельства способствовали включению экономически необоснованных расходов в расходы перевозчиков, что повлекло завышение величины бюджетной субсидии на перевозку пассажиров общественным транспортом.

В целях оптимизации расходов бюджета Санкт-Петербурга Контрольно-счетная палата рекомендовала Комитету финансов учитывать выводы экспертных заключений Комитета по тарифам по исключению экономически необоснованных расходов при рассмотрении Комитетом финансов расчетов и обоснований к проекту бюджета Санкт-Петербурга и при планировании бюджетных ассигнований на очередной финансовый год.

           Проверкой установлено, что в большинстве случаев тарифы на перевозки установлены Правлением Комитета по тарифам в меньших размерах, по сравнению с экономически обоснованными тарифами, рассчитанными в экспертных заключениях Комитета, что влечет уменьшение фактических доходов перевозчиков при осуществлении перевозок по регулируемым тарифам и приводит к необходимости выделения бюджетной субсидии перевозчикам в целях возмещения затрат и недополученных доходов, возникших в связи с осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

           Таким образом, из бюджета Санкт-Петербурга за счет средств субсидии ежегодно осуществляется поддержка неограниченного круга лиц (всех категорий пассажиров, в том числе иностранных граждан), оплачивающих поездки в городском транспорте по льготному тарифу, тогда как данные меры социальной поддержки неограниченного круга лиц не предусмотрены нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга, в том числе не предусмотрены ни Законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», ни порядками предоставления субсидии, утвержденными постановлениями Правительства Санкт-Петербурга.

Порядок и правила тарифного регулирования в различных сферах деятельности регламентированы нормативными правовыми актами РФ.

           Согласно положениям п.п. 17 п. 1 ст. 3, п. 2 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулируемые тарифы на перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах субъекта РФ устанавливаются органом государственной власти данного субъекта РФ.

           К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области организации транспортного обслуживания населения при перевозках внеуличным транспортом относится, в том числе, осуществление государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и провоз ручной клади согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2017 № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по которому метрополитен является видом внеуличного транспорта (п.п. 7 п. 1 ст. 3).

           Однако в настоящее время в Санкт-Петербурге отсутствует нормативный правовой акт Санкт-Петербурга, регламентирующий порядок установления и расчета регулируемых тарифов в сфере перевозок. Распоряжения Комитета от 12.09.2016 № 104-р и от 23.05.2018 № 41-р, определяющие порядок установления регулируемых тарифов в сфере перевозок, носят исключительно рекомендательный, а не обязательный характер, ввиду отсутствия у Комитета по тарифам полномочий, необходимых для придания таким актам обязательного характера.

           В п. 3.4 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 № 100 (далее – Регламент Правительства Санкт-Петербурга), установлено, что проекты правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга могут разрабатываться исполнительными органами Санкт-Петербурга на основании поручений Губернатора, Правительства, членов Правительства Санкт-Петербурга либо по собственной инициативе.

           Контрольно-счетная палата рекомендовала с учетом положений Регламента Правительства Санкт-Петербурга разработать проект нормативного правового акта Санкт-Петербурга, определяющего порядок установления и расчета регулируемых тарифов (стоимости проезда) по муниципальным и смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом и метрополитеном в Санкт-Петербурге и порядок предоставления мер социальной поддержки из бюджета Санкт-Петербурга категориям лиц, оплачивающим поездки в городском транспорте по льготному тарифу, не упомянутым в Законе Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».

         В ходе контрольного мероприятия были выявлены и другие  нарушения, недостатки.

В нарушение п. 16 Порядков установления тарифов Правлением Комитета установлены тарифы на перевозки пассажиров метрополитеном при оплате проезда в турникете банковской картой «Мир» и картой «Единая карта петербуржца» на 2019 год в отсутствие указанных тарифов в Экспертных заключениях Комитета.

         В нарушение п.п. 25, 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, предусматривающих, что экспертные заключения органа регулирования должны содержать расчеты размера тарифов, Комитетом приняты решения об установлении тарифов на питьевую воду и тарифов на водоотведение населению на 2017, 2018, 2019 годы в отсутствие в Экспертных заключениях Комитета по определению тарифов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» расчетов размера указанных тарифов. 

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, Губернатору Санкт-Петербурга, в прокуратуру Санкт-Петербурга, в Комитет по транспорту для его рассмотрения и осуществления в пределах своей компетенции мер по устранению выявленных нарушений.

Кроме того, направлены информационные письма вице-губернатору Санкт-Петербурга Елину Е.И.,  вице-губернатору Санкт-Петербурга Соколову М.Ю., вице-губернатору Санкт-Петербурга Шаскольскому М.А., начальнику Контрольного управления Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Бабанову С.А., председателю Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга Жукову А.М. для принятия мер, направленных на решение вопросов по оптимизации расходов бюджета Санкт-Петербурга.

 

 

 

Начальник инспекции № 2                                                         В.В. Маргарян