Ru
Язык: Ru Eng

ГМП "Исаакиевский собор" и Комитет по культуре (2017-2019 годы)

Контрольное мероприятие «Выборочная проверка финансово-хозяйственной деятельности, законности использования собственности Санкт-Петербурга Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением культуры «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» и Комитета по культуре Санкт-Петербурга в части соблюдения бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственного государственного учреждения за 2017-2018 годы и истекший период 2019 года» проведено Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга с 09 декабря 2019 года по 07 февраля 2020 года.

В ходе проведения контрольного мероприятия установлены следующие нарушения и замечания:

 I. Нарушения и недостатки в деятельности СПб ГБУК «ГМП «Исаакиевский собор» (далее – Учреждение, Музей)

 

  1. В нарушение положений ст.ст. 16, 20, 56, 57 Трудового Кодекса РФ (далее – ТК РФ) директором Учреждения допущено заключение трудового договора о работе по совместительству по должности главного специалиста по экспозиционно-выставочной работе с самим собой с установлением стимулирующих и компенсационных выплат, тогда как действующее трудовое законодательство РФ не предусматривает возможности заключения трудового договора одним лицом, выступающим как в качестве работодателя, так и в качестве работника.

В проверяемый период виды и размеры выплат стимулирующего и компенсационного характера к должностному окладу главного специалиста по экспозиционно-выставочной работе устанавливались приказами директора Учреждения, то есть им самим. Показатели деятельности по совмещаемой должности оценивалась директором (то есть самим собой) каждый месяц путем установления максимально возможного количества баллов.

Следует отметить, что должность главного специалиста по экспозиционно-выставочной работе (0,5 штатных единиц) введена в штатное расписание Учреждения 01.07.2017 (после вступления директора в должность), а 04.07.2017 замещена директором. Кроме того, в проверяемый период Учреждением не принимались меры по замещению указанной должности лицом, для которого данная работа будет основной, что свидетельствует о бездействии Учреждения в течение длительного времени по замещению указанной должности работником, который будет осуществлять функции на постоянной основе, о заинтересованности в сохранении данной должности вакантной и замещении ее на условиях внутреннего совместительства в течение длительного времени одним лицом.

Средняя заработная плата в месяц по совмещаемой должности составила: от 139 тыс. рублей в 2017 году до 155 тыс. рублей в 2019 году.

  1. Учреждением допущены необоснованные выплаты директору в общей сумме не менее 360 тыс. рублей среднемесячной заработной платы по совмещаемой должности за периоды времени нахождения в командировке по основному месту работы в отсутствие приказов Учреждения на командировки по совмещаемой должности.

Так, при направлении в служебные командировки директора Учреждения приказы о направлении в служебную командировку внутреннего совместителя по должности главный специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Учреждением не издавались. Однако в отсутствие указанных приказов на время командирования директора Учреждения ему начислен и выплачен средний заработок по должности главного специалиста за все периоды командирования по должности директора.

  1. В 2018 и 2019 годах Учреждением произведены неправомерные расходы по уплате членских взносов общественной организации, тогда как согласно представленным Учреждением документам членом данной организации является директор Учреждения, при этом Учреждение, как юридическое лицо, не входит в состав членов данной организации.
  2. В нарушение ст.ст. 16, 57 ТК РФ в проверяемый период Учреждением неправомерно заключались срочные трудовые договоры с работниками о работе по внутреннему совместительству на должности, отсутствующие в штатном расписании, а именно: на должности «администратор» и «продавец непродовольственных товаров» в вечернее время в связи с увеличением числа туристов в летнее время и началом работы Музея в вечернее время.
  3. Показатели эффективности деятельности работников Музея, утвержденные приказами директора Учреждения, по каждой должности, введенной в штатное расписание Учреждения, содержат показатель «Выполнение государственного задания», тогда как часть должностей введены в штатное расписание Учреждения для осуществления иной деятельности, приносящей доход, а не для обеспечения выполнения государственного задания.

Однако, результат работы сотрудников сектора «Соборное кольцо» (организатор экскурсий, экскурсовод) и отдела реализации сувенирной продукции (начальник отдела, его заместитель, заведующие складами полиграфической и сувенирной продукции, продавцы непродовольственных товаров), занимающихся деятельностью, не относящейся к основной, оценивались по показателям, характеризующим выполнение Учреждением государственного задания, по максимально возможному по данному показателю баллу.

  1. В нарушение ст. 144 ТК РФ, Закона Санкт-Петербурга «О системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт-Петербурга», Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017, 2018, 2019 годы, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2016 и от 22.12.2017, Учреждением в проверяемый период для категорий работников «экскурсовод», «администратор» и «продавец непродовольственных товаров» установлены сдельная и сдельно премиальная системы оплаты труда, что не предусмотрено Законом Санкт-Петербурга «О системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт-Петербурга».
  2. В проверяемый период в Учреждении действовал Коллективный договор, условия которого в части гарантий и компенсаций работникам, по мнению комиссии Контрольно-счетной палаты, являются избыточными. Например, оказание бесплатных услуг по организации торжеств в связи с юбилейными датами, годовщинами продолжительной работы в музее, уходом на пенсию и другими торжественными событиями; оплата услуг, оказываемых работникам учреждениями здравоохранения; оплата путевок работникам, нуждающимся в санаторно-курортном лечении; бесплатное обеспечение детей работников новогодними подарками и билетами на новогодние представления; организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время; страхование работников от несчастных случаев и болезней; добровольное медицинское страхование; выходное пособие в размере не более 5 средних месячных заработков при прекращении трудового договора по соглашению сторон; материальная помощь на лечение и/или восстановление здоровья после длительного заболевания, в связи с приобретением квартиры/проведением ремонта в квартире и прочее.

Так, например, в проверяемый период расходы Учреждения на материальную помощь составили в общей сумме не менее 44 млн. рублей, на добровольное медицинское страхование - в общей сумме не менее 27 млн. рублей.

  1. В ходе проведения контрольного мероприятия Учреждением не подтверждена обоснованность и целесообразность ремонтов служебного транспорта на общую сумму более 3 млн.рублей, поскольку Учреждением не представлены документы, подтверждающие необходимость проведения ремонта автомобилей и автобуса (акты осмотра, дефектные ведомости, служебные записки, фотофиксация и т.п.). Согласно Пояснениям Учреждения, заявки на ремонт автомобилей подаются водителями в устной форме.
  2. Учреждением допущены нарушения при осуществлении государственных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц:

9.1. В нарушение ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», без учета положений Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, при обосновании начальной (максимальной) цены контракта для проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по реставрации несущих металлических конструкций здания «Собора Воскресения Христова («Спас на крови»)» (далее - Храм) и заключении по его результатам контракта с ООО «Возрождение Петербурга» в локальных сметных расчетах и Актах о приемке выполненных работ при определении стоимости работ по расчистке металлических конструкций от коррозии применена расценка из реставрационного сборника вместо общестроительного сборника, что привело к завышению начальной (максимальной) цены контракта и повлекло потери выделенных Учреждению средств субсидий на иные цели в 2017 году в сумме 24 666,3 тыс. рублей.

Согласно Технической части Реставрационного сборника «Реставрация и воссоздание металлических конструкций и декоративных элементов» расценками предусматривается работа по реставрации и воссозданию древних металлических конструкций и декоративных элементов памятников культуры, поврежденных и искаженных временем или поздними ремонтами, а также полностью или частично утраченных, при этом основным принципом является максимальное сохранение существующих деталей и воссоздание утраченных деталей в строгом соответствии с начальными нормами (изготовление новых деталей, правка). Также данные расценки отражают средние затраты труда рабочих-реставраторов.

Вместе с тем согласно Проекту производства работ реставрация и воссоздание древних металлических конструкций и декоративных элементов в объемах, соответствующих работам по расчистке металлических конструкций, не предусматривались. Также документально не подтверждено выполнение данных работ рабочими-реставраторами.

Кроме того в составе Проекта производства работ представлен договор на разработку проектно-сметной документации на реставрационный ремонт всех несущих металлоконструкций храма, в описательной части которого приведена характеристика здания храма, согласно которой металлические конструкции глав храма были усилены и частично заменены.

Таким образом, работы предполагалось выполнить на уже отремонтированных и частично замененных металлических конструкциях в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей. Обращает на себя внимание, что часть работ, предусмотренных сметным расчетом по восстановлению несущих металлических конструкций, рассчитана с применением общестроительных территориальных единичных расценок, при этом на один и тот же объем выполняемых работ (на одних и тех же элементах) применены территориальные единичные расценки как из реставрационного сборника, так и из общестроительного (ремонтного) сборника.

Применение указанной расценки из реставрационного сборника вместо общестроительного сборника повлекло значительно завышение начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ по восстановлению несущих металлических конструкций здания Храма и, соответственно, потери средств субсидий на иные цели.

9.2. При осуществлении закупок за счет собственных средств Учреждением допущены следующие нарушения:

9.2.1. Приемка и оплата выполненных работ, услуг, несоответствующих условиям договора, что повлекло избыточные расходы собственных средств Учреждения в общей сумме не менее 8 млн. рублей, в том числе на оплату:

- не предусмотренных Методикой реставрации и фактически не подтвержденных работ по изготовлению и нанесению твореного сусального золота на поверхность 3-х живописных композиции; 

- работ (услуг), материалов (по установке оконных, дверных блоков, облицовке оконных и дверных откосов, разборке асфальтобетонных покрытий и оснований, устройству заземления), несоответствующих условиям договора на выполнение работ по ремонту здания;

- работ по микологическому обследованию конструкций зданий, выполненных не в полном объеме; по проведению историко-культурной экспертизы, выполненных в объеме, не соответствующем условиям договора; по созданию мультимедийного контента, несоответствующего условиям договора; работ по изготовлению и монтажу стойки администратора с подогреваемым полом, габаритные размеры которого не соответствуют техническому заданию; поставки терминалов по продаже билетов, комплектация которых не соответствует условиям договора (не укомплектованы фискальными регистраторами).

9.2.2. Необоснованное завышение цены договоров на выполнение работ, оказание услуг, что повлекло избыточные расходы собственных средств Учреждения в общей сумме не менее 1 млн. рублей и свидетельствует о нарушении Учреждением принципа закупки – экономически эффективного расходования денежных средств, установленного Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а именно:

- при расчете начальной (максимальной) цены договора на выполнение работ по реставрации 3-х живописных композиций в локальные сметы Учреждением необоснованно включены работы по выполнению  бликовки по живописи твореным золотом, непредусмотренные Методикой реставрации работы, что привело к завышению цены договора;   

- на оплату работ по разработке веб-сайта в 2017 году, цена которого согласно результатам проведенного мониторинга завышена в несколько раз. При этом обоснование цены договора осуществлено Учреждением на основании трех коммерческих предложения: от индивидуального предпринимателя и двух организаций, которые исходя из данных ЕГРЮЛ, являются взаимосвязанными, поскольку одним из учредителей двух организаций является физическое лицо - индивидуальный предприниматель, представивший коммерческое предложение. Также отмечено, что на момент проведения проверки в качестве разработчика веб-сайта на официальном сайте Учреждения было отражено коммуникационное агентство «Advertising agency VOZDUH», а не разработчик сайта согласно заключенному Учреждением договору;

- услуг по созданию мультимедийного  контента, при визуальном осмотре которого установлено, что фактически он представляет из себя текстовое приложение из 3 разделов с системой навигации (гид-приложение), каталогом с фотографиями (изображениями) и текстом к ним о живописи и мозаиках, с простыми пользовательским интерфейсом (без видео изображений, анимации, аудивизуализации, 3D проекций, инсталяций, стереопроекций, использования иностранных языков и прочих дополнительных опций). При этом согласно проведенному комиссией Контрольно-счетной палаты мониторингу цен установлено, что средняя цена такого же контента в три раза меньше. Учреждением цена обоснована на основании двух коммерческих предложений, из которых одно представлено организацией, в перечне из 47 видов деятельности которой деятельность по разработке компьютерного программного обеспечения, иная деятельность, связанная с программными продуктами и услугами по разработке программного обеспечения, отсутствует, а также отсутствует и официальный сайт для ознакомления с деятельностью данной организации;

– на оплату работ по микологическому обследованию конструкций зданий, выполнение работ по историко-культурной экспертизе.

9.3.  При осуществлении закупок  Учреждением также допущены нарушения порядка формирования, утверждения и ведения плана закупок, порядка его размещения в открытом доступе, порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика, порядка его размещения в открытом доступе, включение в документацию (извещение) о закупке требований к участникам закупки, влекущих ограничение конкуренции, несвоевременное представление информации (сведений) и документов, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками; установление в конкурсной документации неправомерных требований к сроку выполнения работ.

  1. Допущены нарушения в сфере управления и распоряжения государственной собственностью, в том числе:

- нарушение порядка отнесения имущества бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества;

- неправомерное предоставление в пользование объектов государственного имущества, в том числе предоставление государственного имущества в пользование без оформления договорных отношений, в частности, предоставление имущества (баня и беседка) физическому лицу в пользование в отсутствие договорных отношений, предоставление части нежилого помещения, находящегося в оперативном управлении Учреждения, в пользование (физическому лицу) без согласования собственника имущества
(в лице Комитета имущественных отношений (далее - КИО);

- в нарушение требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» в 2018 году Учреждением без проведения торгов продано имущество Учреждения (душевые кабины, мебель, бытовая техника, система водоочистительного оборудования, станция насосная колодезная, электрокотел и т.д.);

- в 2017 году Учреждением произведены необоснованные расходы за счет собственных средств на оплату услуг по охране имущества (здание дачи в пос. Комарово), на которое у Учреждения уже отсутствовало право оперативного управления;

- отсутствие со стороны Учреждения надлежащего контроля соблюдения условий договоров хранения и сохранности имущества, переданного им на хранение сторонним организациям. В ходе проверки установлено, что сторонними организациями используется имущество Учреждения, переданное им на хранение, что не предусмотрено условиями договоров хранения. При этом, по мнению Контрольно-счетной палаты, целесообразность и обоснованность необходимости передачи имущества Учреждения на хранение сторонним организациям отсутствует, поскольку Учреждение арендует достаточно площадей под складские помещения, в которых может быть осуществлено хранение указанных предметов.

  1. Неэффективное использование ресурсов Учреждения в общей сумме не менее 200 млн. рублей, в том числе:

на обеспечение деятельности структурного подразделения Учреждения «Концертный хор Санкт-Петербурга» и экскурсионной деятельности сектора «Соборное кольцо», финансовый результат при осуществлении которых в 2017-2019 годах оказался отрицательным.

При этом концертная детальность, относящаяся к основным видам деятельности согласно Уставу Учреждения, в государственное задание Учреждению на 2017, 2018, 2019 годы Комитетом по культуре не включена, что согласно пояснениям Комитета обусловлено тем, что финансирование данной деятельности из бюджета Санкт-Петербурга на 2017-2019 годы не предусматривалось. Вместе с тем Учреждением в проверяемый период данный вид деятельности финансировался за счет собственных средств.

Также в входе проведения проверки отмечено, что осуществление концертной деятельности непосредственно не связано с основными целями создания музеев, установленными ст. 27 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;

- на содержание в 2017 году должности техник-смотритель базы отдыха Учреждения, в то время как право оперативного управления на данное здание было уже прекращено;

– на оплату обучения работника, который был отчислен из учебного заведения по причине академической неуспеваемости;

– на выплату в 2019 году компенсации при прекращении трудового договора с нарушением правил, установленных законодательством Российской Федерации, а именно на оплату компенсации вынужденного прогула и морального вреда сотруднику Учреждения, уволенному с нарушением порядка, установленного ч. 3 ст. 81 ТК РФ.

- на оплату топлива для служебных автомобилей и автобуса, списанного с превышением установленных нормативов.

- на оплату услуг по проведению оценки объектов движимого имущества, результаты которой в дальнейшем не были использованы, поскольку часть основных средств, оценка которых была произведена, была списана и утилизирована;

– на оплату арендных платежей, коммунальных услуг, расходов на содержание (включая уплату налогов), эксплуатацию и техническое обслуживание имущества, которое Учреждением не используется;

– на оплату в 2018 году услуг по модернизации терминалов по продаже билетов (дооборудованию фискальными аппаратами и чековыми принтерами), которые через три месяца были заменены новыми терминалами;

– сверхнормативные расходы собственных средств Учреждения в результате завышения норм возмещения командировочных расходов директору и отдельным сотрудникам  Учреждения;

- неиспользование в течение длительного времени движимого и отдельного недвижимого имущества.

  1. В проверяемый период Учреждением допущены нарушения требований:

- по оформлению учетной политики, требований, предъявляемых к оформлению фактов хозяйственной жизни первичными учетными документами, требований, предъявляемых к регистру бухгалтерского учета, к применению правил ведения бухгалтерского учета, нарушение общих требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, в том числе к ее составу; списание печатной и сувенирной продукции в отсутствие обоснований (решений) списания данной продукции к Актам о списании материальных запасов. Учреждением  не обеспечен достаточный уровень осуществления внутреннего финансового контроля;

- порядка составления и утверждения Плана финансово-хозяйственной деятельности (далее - ПФХД), поскольку ПФХД Учреждения не содержат отдельные показатели, предусмотренные утвержденными Порядками, в отдельных случаях отсутствуют расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам;

- установленного Порядка предоставления информации - отдельные документы и информация о деятельности Учреждения не размещены Учреждением или размещены с нарушением сроков и др. нарушения и замечания.

 

 II. Нарушения и недостатки в деятельности Комитета по культуре

 

  1. 1. Нарушение порядка формирования и выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) Учреждению (Комитетом не утверждены отчеты о выполнении госзадания, в госзаданиях отсутствует порядок оказания услуг, установлены несоответствующие критерии качества оказания услуг), а также в утвержденных Учреждению госзаданиях отсутствует информация о допустимых (возможных) отклонениях показателей, характеризующих объем оказываемых государственных услуг, объем оказания государственных услуг (выполнения работ) Учреждению установлен без учета их фактического выполнения за предыдущие периоды).
  2. В нарушение распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 23.04.2013 № 33-рп «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Санкт-Петербурге» Комитетом по культуре не разработаны: предложения по дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала и оптимизации расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал государственных учреждений культуры Санкт-Петербурга; предложения по обеспечению соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала государственных учреждений культуры Санкт-Петербурга (с учетом типа учреждения); не разработаны и не утверждены методические рекомендации по формированию штатной численности работников государственных учреждений культуры Санкт-Петербурга, относящихся к общеотраслевым должностям служащих, что обусловлено отсутствием нормативного правового акта об утверждении перечней должностей и профессий работников государственных учреждений культуры, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности.
  3. Распоряжением КИО от 30.12.2016 №160-р «Об использовании объекта недвижимости по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, д.4, литера А» был определен план мероприятий по принятию решения об изъятии Исаакиевского собора из оперативного управления. В установленные распоряжением сроки вопрос предоставления иных помещений взамен планируемых к изъятию не был решен, договор о передаче в безвозмездное бессрочное пользование или пользование на определенный срок музейных предметов и музейных коллекций не заключался. Сроки, установленные указанным планом мероприятий, истекли, изменения в распоряжение КИО от 30.12.2016 № 160-р не вносились, иные распоряжения по вопросу передачи имущества не принимались.

Согласно информации, представленной КИО, данное распоряжение утратило актуальность в связи с истечением сроков реализации мероприятий, предусмотренных им.

  1. В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что Комитетом не в полной мере осуществлены полномочия по контролю Учреждения.

 

Отчет о результатах контрольного мероприятия был направлен в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, Губернатору Санкт-Петербурга, в Комитет финансов Санкт-Петербурга, Прокуратуру Санкт-Петербурга; Управление федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу, а также в Комитет по культуре, ГБУК «ГМП «Исаакиевский собор» для рассмотрения и осуществления в пределах своей компетенции меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, недопущению их впредь.

Также по результатам контрольного мероприятия Комитету по культуре было предложено принять меры по исполнению распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 23.04.2013 № 33-рп «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Санкт-Петербурге»; разработке и утверждению перечня должностей и профессий работников государственных учреждений культуры, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности; рассмотреть вопросы: о соответствии деятельности по осуществлению концертной деятельности целям деятельности музеев, установленных Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»; о возможности изменения типа Учреждения с бюджетного на казенное.

Направлены информационные письма:

- Губернатору Санкт-Петербурга по вопросу контроля исполнения Комитетом по культуре распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 23.04.2013 № 33-рп;

– Комитету имущественных отношений Санкт-Петербургапо вопросу определения правового режима отдельных объектов, находящихся в оперативном управлении Учреждения и на которые Учреждение ограничено в праве пользования и распоряжения данными объектами.

 

 

 

Аудитор палаты                                                                          Ю.Ю. Шутов