Ru
Язык: Ru Eng

Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности (2018-2020 годы)

В ходе контрольного мероприятия выявлено 285 нарушений, в том числе финансовых на общую сумму 149,5 миллионов рублей.

Установлены многочисленные нарушения в сфере закупок; правил бухгалтерского учета; выявлены расходы, имеющие признаки ущерба бюджету Санкт-Петербурга; факты несоблюдения бюджетного и трудового законодательства; нарушения в расходовании средств на оплату труда.

Так, с нарушением порядка и условий оплаты труда произведены выплаты работникам Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности (далее – Комитет) и подведомственным учреждениям в сумме более 46 миллионов рублей.

Установлено завышение стоимости государственных контрактов на сумму более 26,5 миллионов рублей, оплата фактически невыполненных работ (услуг), что содержит признаки ущерба бюджету Санкт-Петербурга.

Контрольно-счетной палатой выявлены факты неправомерного применения способа закупки у единственного поставщика при закупках стоимостью более 14 миллионов рублей, нарушения сроков при размещении документов в Единой информационной системе по 46-ти контрактам и иные нарушения в сфере закупочной деятельности.

Отдельные нарушения носили системный характер. Например, проверкой установлено, что Комитетом по 24-м контрактам произведены расходы на сумму более 61 миллиона рублей в отсутствие отчетных документов, предусмотренных контрактами, в том числе на проведение праздничных мероприятий.

Выявлены факты расходования Комитетом субсидий в сумме 426 тысяч рублей на оплату услуг ДОСААФ, оказание которых фактически не производилось, а также расходы в сумме 2,2 миллиона рублей на приобретение оборудования, которое не использовалось в запланированных мероприятиях ДОСААФ.

Установлены нарушения в деятельности подведомственных Комитету организаций. Например, руководством ГУП «Центр экономической безопасности» (далее - ГУП «ЦЭБ») систематически заключались убыточные договоры хранения имущества, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей руководителя унитарного предприятия, в том числе влекущих убыточную / неприбыльную деятельность предприятия, ответственность за которую предусмотрена ст. 25 Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». ГУП «ЦЭБ» заключено не менее 22 договоров ответственного хранения на безвозмездной основе и по ничтожной стоимости, не предусматривающих получение прибыли, т.е. осуществлялось совершение заведомо убыточных сделок, тогда как основной целью деятельности унитарного предприятия является извлечение прибыли согласно ст. 50 Гражданского кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона № 161-ФЗ, Устава ГУП «ЦЭБ».

На складах ГУП «ЦЭБ» обнаружено имущество (транспортные средства, игровые автоматы, автопокрышки и т.д.) сторонних организаций и физических лиц в отсутствие с ними договоров и без оплаты стоимости складских услуг. Только лишь по отдельным позициям имущества, выявлены недополученные доходы: за 2018 год – в сумме не менее 1 750 тыс. рублей, за 2019 год – в сумме не менее 4 250 тыс. рублей в отсутствие действий ГУП «ЦЭБ» по их взысканию.

В действиях сотрудников ГУП «ЦЭБ» установлены признаки наличия конфликта интересов, свидетельствующие о возможном причинении вреда законным интересам и деловой репутации государственного унитарного предприятия в результате возникновения противоречия между личной заинтересованностью работников и правами, законными интересами предприятия, выражающееся в возможном получении ими доходов для себя или третьих лиц.

Так, ГУП «ЦЭБ» заключало договоры на хранение имущества с организацией с одноименным названием - ООО «Центр экономической безопасности» (ООО «ЦЭБ»), в составе учредителей которой присутствует действующий сотрудник предприятия, и близкий родственник генерального директора ООО «ЦЭБ» занимает руководящую должность в ГУП «ЦЭБ», генеральным директором и учредителем ООО «ЦЭБ» является бывший сотрудник Предприятия. 

В свою очередь ООО «ЦЭБ» заключало договоры на хранение этого же имущества с Росимуществом, но уже по ценам значительно выше цены ГУП «ЦЭБ» – в 17 раз в 2018 году и в 8 раз в 2019 году, что было экономически выгодно коммерческой организации и убыточно для ГУП «ЦЭБ».

Например, стоимость хранения имущества по контрактам от 24.05.2018 № 18/95 и № 18/96, заключенным ООО  «ЦЭБ» с Росимуществом, составила 461 тыс. рублей за месяц, тогда как по договору от 01.03.2018, заключенному ООО «ЦЭБ» с  ГУП «ЦЭБ», составила всего лишь 27 тыс. рублей, что меньше в 17 раз. Кроме того, ГУП «ЦЭБ» не осуществляло в 2020 году индексацию стоимости хранения ООО «ЦЭБ» при увеличении объемов хранимого имущества по сравнению с объемами 2019 года.

Генеральному директору и учредителю ООО «ЦЭБ», являющемуся отцом сотрудника, замещающего должность начальника подразделения ГУП «ЦЭБ», была выдана доверенность на представление интересов предприятия в сторонних организациях с правом подписи документов от лица ГУП «ЦЭБ».

Сотрудниками ГУП «ЦЭБ» не были исполнены требования по раскрытию сведений о возникновении конфликта интересов, предусмотренные Кодексом этики и Положением о конфликте интересов.

В состав комиссии,  которая призвана заниматься  рассмотрением ситуаций с возникновением конфликта интересов, входят сотрудники ГУП «ЦЭБ», связанные с ООО «ЦЭБ» посредством корпоративных или близких отношений с его участниками.

Кроме того, ГУП «ЦЭБ» осуществляло не предусмотренную уставом деятельность, оказывая услуги хранения имущества физическим лицам,  коммерческим и иным организациям, а также неправомерно использовало 3 земельных участка площадью 31,6 тысяч кв.м без оформления правоустанавливающих документов.

Обследованием имущественного комплекса ГУП «ЦЭБ» выявлено  нерациональное использование площадей, предназначенных для хранения имущества, когда имущество в складах размещено на полу, без каких-либо стеллажей, в основном, навалом в один уровень, покрыто толстым слоем пыли, а также наличие пустующих складских помещений, что не способствует увеличению доходов ГУП «ЦЭБ» и конкурентоспособности на рынке Санкт-Петербурга.

Несмотря на существующие нарушения, Комитетом не проводились проверки деятельности ГУП «ЦЭБ», что свидетельствует о ненадлежащем осуществлении Комитетом полномочий собственника имущества унитарного предприятия, злоупотреблениях при осуществлении таких прав.

В результате контрольного мероприятия установлены и другие нарушения, зафиксированные в отчете о результатах контрольного мероприятия.

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, в прокуратуру Санкт-Петербурга, Губернатору Санкт-Петербурга для  его рассмотрения и осуществления в пределах своей компетенции мер по устранению выявленных нарушений. Информация о результатах проверки ГУП «ЦЭБ» направлена вице-губернатору Санкт-Петербурга Елину Е.И., курирующему вопросы использования государственного имущества  Санкт-Петербурга.

После проведения контрольного мероприятия Комитетом представлен  в Контрольно-счетную палату проект Плана мероприятий по устранению выявленных нарушений. Анализ Плана мероприятий показал, что План нуждается в существенной доработке. Например, План составлен не содержит исчерпывающих мер Комитета по устранению  нарушений, допущенных  ГУП «ЦЭБ». В Плане отсутствуют меры в отношении пресечения  выявленной практики заключения  генеральным директором ГУП «ЦЭБ» убыточных договоров  с организацией с одноименным названием - ООО «ЦЭБ», не предусмотрены меры и отсутствует оценка Комитета в отношении действий генерального директора ГУПа «ЦЭБ», заключившего сделки, заведомо убыточные для предприятия, не назначено служебное расследование для установления виновных лиц, в том числе по причинению ГУП «ЦЭБ» многомилионных убытков, не предусмотрен пересмотр показателей плана финансово-хозяйственной деятельности ГУП «ЦЭБ» по повышению доходов от использования имущества.

Кроме того, в Плане отсутствуют какие-либо меры по устранению выявленных фактов хранения объектов имущества без оплаты и без договоров, в частности: топлива – 25 тыс. литров, игровых автоматов – 241 шт., мониторов – 857 шт., моноблоков – 224 шт., системных блоков – 1 073 шт., автомобилей физических и юридических лиц и иного имущества.

По другим нарушениям, несмотря на значительные суммы выявленных нарушений, содержащих признаки ущерба, в Плане не указаны меры по досудебному взысканию убытков путём направления претензий исполнителям. Также в Плане по отдельным нарушениям не предусмотрены какие-либо меры по их устранению.

В нарушение распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 10.05.2016 № 35-рп «Об утверждении Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при рассмотрении отчетов Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга о результатах контрольных мероприятий, проведенных в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, подведомственных им предприятиях и учреждениях», совещание по рассмотрению Отчета о результатах контрольного мероприятия состоялось без участия представителей Контрольно-счетной палаты.

 

 

 

 

 

Начальник инспекции № 2

Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга                         В.В. Маргарян