Ru
Язык: Ru Eng

Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

В ходе контрольного мероприятия «Выборочная проверка законности и результативности использования средств бюджета и собственности Санкт-Петербурга Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности и финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций, контроль за реализацией региональных проектов за 2018-2019 годы и истекший период 2020 года» выявлено 502 нарушения, в том числе финансовых нарушений на общую сумму 53 312,4 тыс. рублей.

Проверкой установлены нарушения бюджетного законодательства,  правил бухгалтерского учета, законодательства в сфере закупок, выявлены расходы с признаками ущерба бюджету Санкт-Петербурга. Помимо того, установлены нарушения в деятельности организаций, подведомственных Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее – Комитет).

Так, в нарушение положений Федерального закона № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Требований к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений, в проверяемый период не обеспечена разработка Правил эксплуатации гидротехнических сооружений (далее – ГТС), находящиеся в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий. В частности, ГУП «Экострой» не обеспечена разработка Правил эксплуатации ГТС в 2018 году – на 41 ГТС, в 2019 году – на 39 ГТС, в 2020 году – на 24 ГТС, а также  паспортов ГТС: в 2018 году – на 41 ГТС, в 2019 году – на 49 ГТС, в 2020 году – на 24 ГТС.  В этой связи документы, обосновывающие объёмы субсидии на возмещение затрат по содержанию, эксплуатации и капитальному ремонту гидротехнических сооружений, не содержали расчётов затрат, подтвержденных индивидуальными нормативами и мероприятиями согласно эксплуатационной документации, что является нарушением ст. 158 Бюджетного кодекса РФ. 

В нарушение порядка предоставления субсидии ГУП «Экострой», Комитетом утверждался предельный размер субсидии на возмещение затрат по содержанию и эксплуатации специализированной техники на 2018 год в завышенном объеме на сумму 1 889 тыс. рублей. Комитетом за счет средств субсидии возмещены затраты ГУП «Красный Бор» в сумме 4 139,5 тыс. рублей в отсутствие отчетных документов. Также за счет средств субсидии Комитетом производились выплаты, не предусмотренные утвержденным порядком предоставления субсидии, а именно: ГУП «Красный Бор» в I квартале 2018 года - в сумме 3 066 тыс. рублей, ГУП «Экострой» в 2018 году - в сумме 300 тыс. рублей. Кроме того, нарушались сроки перечисления субсидий; не проводилась обязательная проверка ГУП «Красный Бор» по вопросу использования в 2018 году субсидии; не применены меры ответственности к ГУП «Экострой» за нарушение условий использования средств субсидии.

Выборочной проверкой исполнения условий государственных контрактов установлена оплата Комитетом работ по завышенной стоимости на сумму 6 679 тыс. рублей, оплата фактически невыполненных услуг на сумму 739 тыс. рублей, безрезультативные расходы на сумму 272,5 тыс. рублей, неправомерное авансирование в сумме 378 тыс. рублей.

За проверяемый период Комитетом произведены расходы на аренду избыточных площадей в сумме 48 464 тыс. рублей без учёта принципа эффективного использования бюджетных средств, установленного ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.

В нарушение Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» затраты на создание берегоукрепительных сооружений водных объектов и созданные берегоукрепительные сооружения, являющиеся объектами основных средств, при исполнении 5-ти  контрактов Комитетом не были приняты к бухгалтерском учету в общей сумме 49 265,2 тыс. рублей, что не позволяет на законных основаниях осуществлять расходы на содержание этих объектов имущества и не обеспечивает их сохранность.

Помимо того, установлены нарушения требований, предъявляемых к оформлению фактов хозяйственной жизни экономического субъекта первичными учетными документами и к регистрам бухгалтерского учета.

В нарушение Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комитетом в отсутствие обоснованной необходимости включены в конкурсную документацию дополнительные избыточные требования в виде критерия «Квалификация участника закупки», выраженного в суммарной стоимости заключенных и исполненных контрактов за последние три календарных года, при проведении 48 закупок на общую сумму 1 955 330 тыс. рублей, что по сути исключило победу любых иных участников закупки, помимо ГУП «Экострой», являющегося основным исполнителем подобных контрактов за период 2013-2018 годов. Важно отметить, что ГУП «Экострой» не имел специализированную технику для выполнения работ по закупке и привлекал подрядчиков практически на весь объем работ для исполнения контрактов. Применение Комитетом дополнительного показателя, выраженного в суммарной стоимости ранее исполненных контрактов, не обеспечило экономию от проведения конкурсных процедур и надлежащее исполнение контрактов. Практически половина всех контрактов, заключенных с ГУП «Экострой», была расторгнута Комитетом с выставлением штрафных санкций.

В нарушение порядка формирования контрактной службы у отдельных сотрудников Комитета, включенных в состав контрактной службы, отсутствовало надлежащее образование в сфере закупок.

Нарушения законодательства в сфере закупочной деятельности в проверяемый период имели системный характер. В нарушение Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, при определении начальной (максимальной) цены контрактов был использован лишь один тариф ЗАО «Промотходы», что повлекло завышение стоимости услуг Комитетом в 2018 году по 3-м контрактам на сумму 4 711 тыс. рублей, ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга» - по 2-м контрактам на сумму 121 тыс. рублей. Кроме того, в результате увеличения количества перевозимых отходов из-за применения завышенного коэффициента перевода объемов собранного мусора из кубических метров в тонны Комитетом допущено завышение сметной стоимости работ на общую сумму 691 тыс. рублей.

В нарушение условий контрактов, положений Гражданского кодекса РФ, предусматривающих, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, Комитетом и подведомственными организациями (ГУП «Экострой», ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга») осуществлялась приемка и оплата работ (услуг), не соответствующих условиям контрактов (договоров).

В нарушение Федерального закона № 44-ФЗ Комитетом в отдельных случаях не соблюдались требования к содержанию извещения об осуществлении закупки, в контракты не включались обязательные условия, информация об исполнении контрактов размещалась в Единой информационной системе закупок с нарушением установленного срока от 5 до 242 рабочих дней, не применялись меры ответственности к недобросовестным  исполнителям.

По вопросу использования государственного имущества установлены факты неэффективного использования Комитетом земельного участка, расположенного в поселке Лисий Нос, а также 7-ми судов природоохранного флота Санкт-Петербурга, находящихся на балансе ГУП «Пиларн».

На балансе ГКУ «Дирекция «Ленводхоз» числятся лишь 13 объектов мелиоративной системы Санкт-Петербурга из 323 объектов, включенных в Перечень объектов мелиоративной системы, отнесенных к государственной собственности Санкт-Петербурга, из-за отсутствия технических планов на  объекты мелиоративной системы.

В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности ГУП «Экострой» установлено, что планирование доходов и чистой прибыли предприятия производилось в заниженных объемах без учета фактического исполнения данного показателя за прошлые годы в отсутствие объективных факторов, влияющих на снижение доходов. При этом в 2018, 2019 годах предприятием не выполнялись основные показатели плана финансово-хозяйственной деятельности ГУП «Экострой» по выручке и чистой прибыли.

Проверкой исполнения контрактов на очистку водных объектов от донных отложений установлено, что ГУП «Экострой» приняты к бухгалтерскому учету недостоверные первичные учетные документы - транспортные накладные на перевозку и размещение грунтов на полигоне «Новоселки» по договору с ООО «Лель-ЭКО» в объеме 7 230 куб.м, превышающем проектные значения, не подтвержденном ведомостью объемов работ, техническим заданием к контракту на очистку русла Кронверкского канала в Кронштадте, актами о приемке выполненных работ по форме № КС-2, данными технического надзора и исполнительной картограммой.

Помимо того, выявлены первичные учетные документы ГУП «Экострой» на приобретение материалов, не содержащие обязательные реквизиты, при отсутствии либо несоответствии подписей должностных лиц в документах по договорам на поставку и перевозку грузов, а также транспортные накладные на транспортировку и размещение отходов на полигонах, в которых отсутствуют подписи и печати перевозчиков, подтверждающие дополнительно вписанные в накладные рейсы и объемы грунта. Установленные факты не могут свидетельствовать в пользу реальности совершения хозяйственных операций между ГУП «Экострой» и поставщиками в отсутствие надлежащего документального подтверждения факта транспортировки (доставки) грузов (отходов, материалов).

Также выявлено невыполнение ГУП «Экострой» своих обязанностей по договору с ЗАО «Промотходы» по заполнению талонов на размещение  отходов после их получения (85 % талонов имеют незаполненные реквизиты), что повлекло риски бесконтрольного использования талонов сторонними организациями, поскольку любой предъявитель талонов имеет право на размещение отходов на полигоне «Северная Самарка».

Установленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем контроле Комитета за деятельностью подведомственного предприятия, предусмотренном Федеральным законом № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Положением о Комитете.

Проверкой установлены и другие нарушения, зафиксированные в отчете о результатах контрольного мероприятия.

В отчете Контрольно-счетной палатой даны рекомендации Комитету усилить контроль за деятельностью подведомственных организаций, незамедлительно обеспечить разработку паспортов и правил эксплуатации гидротехнических сооружений, обеспечить разработку экономически обоснованных нормативных затрат на содержание и эксплуатацию судов и технических средств, задействованных в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий аварийных ситуаций, принять меры по эффективному использованию государственного имущества Санкт-Петербурга, внести изменения в методику, применяемую Комитетом при переводе объемов собранного мусора из кубических метров в тонны, с учетом замечаний Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга.

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, в прокуратуру Санкт-Петербурга, Губернатору Санкт-Петербурга для  его рассмотрения и осуществления в пределах своей компетенции мер по устранению выявленных нарушений.

 

 

 

 Аудитор
Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга                          Ю.Ю. Шутов

Начальник инспекции № 2

Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга                         В.В. Маргарян