Информация о результатах внеплановых проверок Комитета по строительству и Жилищного комитета.
В период с 16 марта по 13 апреля 2012 года проведены внеплановые проверки:
I. Комитета по строительству в части законности, эффективности и целевого использования средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и долевого финансирования из бюджета Санкт-Петербурга, направленных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда за 2009-2011 годы.
В ходе проведения проверки были установлены следующие факты нарушений требований действующего законодательства:
1) п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон): в нарушение установленного срока признания многоквартирных жилых домов (далее - МКД) аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2007, в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Санкт-Петербурге, утвержденную Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.07.2008 № 858 «Об Адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Санкт-Петербурге", включены МКД, признанные аварийными и подлежащими сносу в период с 01.01.2007 по 01.01.2009;
2) в результате принятия решения об окончании строительства жилых домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда Санкт-Петербурга объектов строительства с недостаточной степенью готовности (менее 70 %) средства, выделенные Фондом, были освоены не в полном объеме, и как следствие, нарушены:
- ч. 7 ст. 20.1 Закона в части заключения Комитетом в 2009 году государственных контрактов с подрядчиками ООО «Вест-Компани", ООО «Петроком", ЗАО «ДСК «Блок" на строительство жилых объектов для общегосударственных нужд, готовность по которым составляла менее 70 %, несмотря на то, что в соответствии с Законом средства Фонда и долевого финансирования из бюджета Санкт-Петербурга должны расходоваться на обеспечение завершения строительства МКД, строительство которых не завершено и строительная готовность которых составляет не менее чем 70 % от предусмотренной проектной документацией готовности таких МКД;
- п. 3 ч. 9 ст. 20.1 Закона, устанавливающих обязательства застройщика осуществить завершение строительства МКД и обеспечить государственную регистрацию права собственности застройщика на жилые помещения не позднее чем в течение 6 месяцев с даты заключения государственного контракта в части не соблюдения подрядчиками: ООО «Вест-Компани", ЗАО «ДСК «Блок" и ЗАО «СУ-155" сроков ввода в эксплуатацию объектов по адресам: Санкт-Петербург, квартал 17, расположенный Восточнее Витебской железной дороги, корпус 15 - 29.10.2009, Турбинная ул., д. 5, - 14.01.2012, Юго-западная Приморская часть, квартал 20 (421 тыс. кв. м) - 19.12.2009, соответственно, и осуществления государственной регистрации права собственности на жилые помещения только через 8 месяцев от предусмотренных Законом сроков;
- п. 3 Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Санкт-Петербурга на 2011-2012 годы, утверждённой постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.06.2011 № 817 в части невыполнения ввода в эксплуатацию в 2011 году, предусмотренных Региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Санкт-Петербурга на 2011-2012 годы объектов по адресам: Санкт-Петербург, Турбинная ул., д. 5 и квартал 20 Юго-Западной Приморской части, в связи с неисполнением подрядчиками договорных обязательств в установленные контрактами и договорами сроки.
Анализ эффективности финансового контроля за расходованием средств Фонда и долевого финансирования из бюджета Санкт-Петербурга в 2009-2011 годах показал наличие ряда фактов нарушений, допущенных Комитетом при строительстве многоквартирных домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе:
· в ходе проверок Контрольно-счётной палатой Санкт-Петербурга:
1)неправомерного расходования средств, направленных подрядчику ООО «Вест-Компани" на оплату не выполненных работ, включённых в акты приемки выполненных работ, в результате ненадлежащего исполнения СПб ГУ «Фонд капитального строительства и реконструкции" функций по контролю за производством работ;
2) неприменения Комитетом по строительству к подрядчику ООО «Вест-Компани" штрафных санкций за невыполнение ряда работ в установленные государственными контрактами сроки, вследствие чего в бюджет Санкт-Петербурга не поступили дополнительные доходы в виде пени;
3) нарушения требований ст. 5, ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции" в части заключения государственных контрактов на выполнение работ по проектированию и строительству жилых домов в 2008-2010 годах по итогам единых конкурсных процедур. В результате доступ хозяйствующих субъектов к участию в торгах на право заключения государственных контрактов был ограничен, так как на выполнение этих видов деятельности в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности" требуются лицензии, которыми в Санкт-Петербурге обладает лишь несколько организаций.
Комитетом по строительству указанные нарушения устранены. Подрядчиком ООО «Вест-Компани" за счёт собственных средств в конце 2010 года выполнены работы по установке недостающего оборудования. Кроме того, к подрядчику ООО «Вест-Компани" предъявлены штрафные санкции за невыполнение договорных обязательств;
· в ходе проведения в период с 03.05 по 13.05.2011 Контрольно-счётной палатой Санкт-Петербурга совместного со Счётной палатой РФ контрольно-аналитического мероприятия по вопросу законности и эффективности расходования средств бюджета Санкт-Петербурга на ремонт кровель Санкт-Петербурга в 2006-2008 годах и Фонда на проведение капитальных ремонтов многоквартирных домов в 2009-2011 годах, соответственно, было установлено, что средства Фонда на реализацию Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Санкт-Петербурге на 2008-2010 годы, переданные в конце 2008 года Комитету, не использовались более 11 месяцев и были возвращены в Фонд, что является нарушением принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 БК РФ.
II. Жилищного комитета в части законности, эффективности и целевого использования средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и долевого финансирования из бюджета Санкт-Петербурга, направленных на капитальный ремонт многоквартирных домов и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда за 2009-2011 годы.
В ходе проверки были установлены следующие факты нарушений действующего законодательства, а именно:
1) причинён ущерб Санкт-Петербургу, в результате неправомерного принятия и оплаты фактически невыполненных подрядчиками: ООО «СК «Фасадремстрой" в 2010 году работ по окраске и ремонту фасада здания и замене оконных стекол по адресу: ул. Гороховая, д. 3 и ООО «Фасадстрой" в 2011 году работ по нанесению защиты фасада здания от «граффити", в указанных суммах, соответственно;
2) не выполнены в полной мере требования постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2009 № 443 «О Региональной адресной программе перехода на отпуск ресурсов (тепловой энергии на цели горячего водоснабжения и отопления, электрической энергии и газа) потребителям в соответствии с показателями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов в Санкт-Петербурге на 2009 - 2011 годы" (далее - Программа) в части установки приборов учёта потребляемых коммунальных ресурсов, предусмотренных Программой на 2010 - 2011 годы;
3) признание Региональной адресной программы перехода на отпуск ресурсов (тепловой энергии на цели горячего водоснабжения и отопления, электрической энергии и газа) потребителям в соответствии с показателями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов в Санкт-Петербурге на 2009 - 2011 годы" утратившей силу - преждевременно, поскольку в соответствии ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" капитальный ремонт многоквартирных домов должен обязательно включать в себя выполнение работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), за исключением случаев, если соответствующий многоквартирный дом оснащен такими приборами учета и узлами управления (указанная часть дополнительно включена в вышеуказанный закон с 31 декабря 2010 года Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 441-ФЗ).
Анализ эффективности финансового контроля за расходованием средств Фонда и долевого финансирования из бюджета Санкт-Петербурга в 2006-2011 годах показал наличие многочисленных нарушений при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, установленных:
o в ходе проверок ревизионным отделом Жилищного комитета. Акты и материалы проверок направлены в прокуратуру Санкт-Петербурга. По акту проверки Комитета в 2010 году по объекту: ул. Псковская д. 5, материалы проверки прокуратурой Санкт-Петербурга переданы в Следственный отдел по Адмиралтейскому району Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу. В отношении должностных лиц ГКУЖА Адмиралтейского района Санкт-Петербурга возбуждено уголовное дело (по ст. 203 ч. 1 УК РФ);
o в ходе проведения в период с 03.05 по 13.05.2011 Контрольно-счётной палатой Санкт-Петербурга совместного со Счётной палатой РФ контрольно-аналитического мероприятия по вопросу законности и эффективности расходования средств бюджета Санкт-Петербурга на ремонт кровель Санкт-Петербурга в 2006-2008 годах и Фонда на проведение капитальных ремонтов многоквартирных домов в 2009-2011 годах, соответственно, а именно:
- государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в 2009 году под 406 домами не был проведен и завершен в полном объеме только в 2010 году;
- после 01.01.2010 на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию и на возмещение недополученных доходов от оказания услуг теплоснабжения из городского бюджета организациям коммунального комплекса были направлены субсидии, что противоречит условиям получения средств Фонда, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 185-ФЗ;
· расходы по капитальному ремонту многоквартирных домов осуществлены без соблюдения принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса РФ, а именно:
- средства Фонда на реализацию региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Санкт-Петербурге на 2008 - 2010 годы не были использованы более 16 месяцев и возвращены в Фонд;
- за счет средств Фонда и бюджета Санкт-Петербурга, предусмотренных на выполнение капитального ремонта многоквартирных домов, оплачены расходы коммерческих банков за обслуживание аккредитивных счетов;
- на финансирование региональных адресных программ Санкт-Петербурга на 2009-2010 годы по капитальному ремонту многоквартирных домов направлены средства в объёме 97,5 % от объёмов, предусмотренных Программами. При этом управляющими организациями средства собственников жилья на оплату подрядчикам, в установленные Законом сроки, выполненных работ направлены не были, что противоречит п. 2 ч. 6 ст. 20 Федерального закона № 185-ФЗ;
- при проведении капитального ремонта многоквартирных домов в 2009-2010 годах выполнены и оплачены работы в жилых помещениях, не являющихся местами общего пользования (в части замены радиаторов отопления, установки полотенцесушителей, укладки ламинированного напольного покрытия, смены санитарных приборов: смывных бачков и унитазов), что не соответствует условиям выделения средств, предусмотренным ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 185-ФЗ;
- управляющими организациями несвоевременно оплачивались выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирных домов;
- за выполненные в 2009 году работы осуществлена оплата только в размере 27,7 % стоимости работ. Часть средств в течение года находилась на счетах управляющих организаций и была перечислена подрядчикам в полном объеме в декабре 2010 года;
- при выполнении в 2010 году в полном объеме работ по капитальному ремонту многоквартирных домов остаток средств на банковских счетах управляющих компаний, открытых для оплаты работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, по состоянию на 01.04.2011 составил 44,5 % от общего объема средств, выделенных на реализацию адресных программ, что свидетельствует об отсутствии координации между Жилищным комитетом, администрациями районов Санкт-Петербурга и управляющими организациями;
- затраты управляющих организаций на выполнение функций технического надзора по выполнению капитального ремонта многоквартирных домов превысили установленный Фондом норматив в 2009 году, что свидетельствует о неэффективном использовании средств.
Отчет о промежуточных результатах данного контрольного мероприятия утвержден Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 23.09.2011 № 44К(811).
Руководитель комиссии - начальник инспекции В.Ю.Данилов.