Информация о результатах выборочной проверки законности, эффективности и целевого использования средств бюджета и собственности Санкт-Петербурга Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности и подведомст
Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга провела контрольное мероприятие «Выборочная проверка законности, эффективности и целевого использования средств бюджета и собственности Санкт-Петербурга Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности и подведомственными ему организациями: Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием по очистке и благоустройству водоёмов «Ленводхоз» и Санкт-Петербургским многопрофильным природоохранным государственным унитарным предприятием «Экострой» за 2014-2015 годы и истекший период 2016 года».
По результатам проверки установлены нарушения в ходе формирования и исполнения бюджета Санкт-Петербурга.
В нарушение ст. 23, 26 Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2007 № 371-77 «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге» документы, обосновывающие объёмы предоставленных в 2014 – 2016 годах субсидии в общей сумме 307 860,8 тыс. рублей на возмещение затрат по содержанию, эксплуатации и капитальному ремонту гидротехнических сооружений ГУП «Красный Бор» и ГУП «Ленводхоз», не содержали расчётов затрат, обоснованных нормативами затрат, Правилами эксплуатации гидротехнических сооружений и Паспортами гидротехнических сооружений, что свидетельствует о ненадлежащем осуществлении Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее – Комитет) бюджетных полномочий главного распорядителя в части обоснования бюджетных ассигнований, установленных ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – РФ).
В проверяемый период бюджетные средства в общей сумме 100 956,3 тыс. рублей израсходованы Комитетом на цели, не соответствующие целям, определенным в сводной бюджетной росписи, что согласно ст. 306_4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
В нарушение ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, п. 7 ст. 26_3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в отсутствие расходного обязательства субъекта РФ за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга Комитетом произведены расходы по 11 государственным контрактам на общую сумму 230 272,8 тыс. рублей на мероприятия по осуществлению переданных полномочий РФ в области водных отношений, тогда как данные мероприятия должны осуществляться за счёт средств, выделяемых в виде субвенций из федерального бюджета.
В целях использования Комитетом на законных основаниях материальных ресурсов и средств бюджета Санкт-Петербурга для осуществления переданных полномочий РФ в области водных отношений, необходимо обеспечить принятие соответствующего нормативного правового акта Санкт-Петербурга, предусмотрев соответствующее право и порядок использования ресурсов Санкт-Петербурга для осуществления полномочий РФ.
В нарушение положений ст. 25, 26 Водного кодекса РФ, Перечня мероприятий по осуществлению полномочий в области водных отношений, реализация которых передана субъектам РФ, в 2014, 2015 годах Комитетом за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга по 4 государственным контрактам произведены расходы на мероприятия, не относящиеся к переданным Санкт-Петербургу полномочиям РФ по регулярной уборке от мусора водных объектов, не находящихся в собственности Санкт-Петербурга, в отсутствие надлежащего расходного обязательства Санкт-Петербурга, что является нарушением ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, п. 7 ст. 26_3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ.
В целях расходования на законных основаниях средств бюджета Санкт-Петербурга на работы по регулярной уборке от мусора водных объектов, находящихся в федеральной собственности, необходимо обеспечить принятие соответствующего нормативного правового акта Санкт-Петербурга, предусмотрев соответствующее право и порядок использования средств бюджета Санкт-Петербурга.
Проверкой выявлено, что Комитет оплатил работы и услуги общей стоимостью 75 034,5 тыс. рублей без соблюдения принципа эффективного использования бюджетных средств, установленного ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.
В отсутствие проверки органами государственной экспертизы достоверности сметной стоимости работ, оплаченных за счёт средств субсидии, в 2016 году Комитетом допущено завышение сметной стоимости работ по 2-м договорам на общую сумму 4 133,6 тыс. рублей, что является нарушением в ходе исполнения бюджета, повлекшим увеличение затрат, возмещаемых в 2016 году из бюджета Санкт-Петербурга.
В нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждённых приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, Комитетом в проверяемый период производились расходы бюджетных средств по ненадлежащим кодам бюджетной классификации.
В нарушение условий договоров о предоставлении субсидии, главы 22 Гражданского Кодекса РФ, к проверке не представлены отчётные материалы, подтверждающие затраты в общей сумме 146 659,9 тыс. рублей, возмещённые из бюджета Санкт-Петербурга.
При выполнении государственных задач и функций Комитетом допущено ненадлежащее исполнение закреплённых в Положении о Комитете полномочий в части принятия решения об ограничении условий эксплуатации гидротехнических сооружений в случаях нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, а также в части обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, что повлекло возникновение аварийной ситуации, связанной с превышением уровня жидких отходов в картах № 64 и № 68.
А именно, несмотря на то, что превышение предельного уровня жидких отходов в картах-накопителях полигона отмечалось в предыдущие годы, Комитет и ГУП «Красный Бор» проигнорировали Правила безопасности ГТС, не произвели в установленном порядке уточнение Правил эксплуатации ГТС и не предприняли меры по реконструкции существующего ГТС или созданию нового накопителя отходов, что позволило бы избежать возникновения сложившейся ситуации.
В ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В частности, в нарушение требований, предъявляемых к оформлению фактов хозяйственной жизни экономического субъекта первичными учётными документами ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», Комитетом в качестве отчётных документов, подтверждающих расходование бюджетных средств, приняты товарно-транспортные накладные, не содержащие натурального измерения факта хозяйственной жизни (количество груза, объём, масса отходов).
В нарушение п. 1.4 ст. 1 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, Комитет, являясь государственным заказчиком строительства, надлежащим образом не осуществлял ведение бухгалтерского учёта затрат на проектирование и строительство Экспериментального завода по переработке промышленных отходов в поселке Красный Бор. В результате основная часть капитальных вложений на строительство Экспериментального завода в сумме 1 504 107,2 тыс. рублей учтена на балансе ГУП «Красный Бор», а не на балансе Комитета. Данное нарушение уже отражалось в 2010 году в отчёте Контрольно-счётной палаты по результатам предыдущей проверки деятельности Комитета, однако меры по устранению нарушения так и не были приняты.
В нарушение требований к бухгалтерской отчётности и регистрам бухгалтерского учёта подведомственные Комитету государственные унитарные предприятия: ГУП «Красный Бор», ГУП «Ленводхоз», ГУП «Экострой» допускали нарушения при отражении в бухгалтерском учёте средств субсидий, полученных через Комитет из бюджета Санкт-Петербурга.
В нарушение Порядка предоставления субсидий, утверждённого на соответствующий год постановлениями Правительства Санкт-Петербурга, Комитет в 2014–2016 годах предоставлял субсидии ГУП «Ленводхоз», ГУП «Экострой», ГУП «Красный Бор», ГУП «Пиларн» в отсутствие у перечисленных организаций раздельного учёта затрат по субсидируемой и иным видам деятельности.
Проверкой установлены нарушения при осуществлении государственных закупок.
Так, в нарушение условий реализации контрактов (договоров) Комитетом приняты работы (услуги) в отсутствие отчётных документов и в отсутствие надлежаще оформленных отчётных документов и произведены расходы бюджетных средств на общую сумму 19 679 тыс. рублей, что является нарушением требований ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В нарушение положений, устанавливающих обоснование и определение начальной (максимальной) цены контракта, п. 4.90 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС81-35.2004), ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Комитет не применил надлежащие справочники базовых цен на проектные работы при расчёте начальной (максимальной) цены 2-х государственных контрактов общей стоимостью 83 425,4 тыс. рублей.
В нарушение положений ст. 34, 94, 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ Комитет не применил меры ответственности (отсутствуют взыскания неустойки и не выставлены претензии) к недобросовестным исполнителям за просрочку исполнения обязательств по 5 государственным контрактам, что повлекло не поступление доходов в бюджет Санкт-Петербурга в виде штрафов в сумме не менее 27 581,8 тыс. рублей.
В нарушение п. 1, 6 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация «Корректировка технико-экономического обоснования строительства 1 очереди Экспериментального предприятия по переработке и захоронению промышленных токсичных отходов», выполненная в 2014 году, не была направлена на прохождение государственной и экологической экспертиз.
В нарушение п. 2 ст. 8_3 гл. 2_1, п. 1, 6 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ работы по Договору № 010, в рамках которого построен объект, используемый для размещения отходов I - V классов опасности, осуществлялись в 2016 году в отсутствие проектной документации, проверка достоверности сметной стоимости работ не проводилась органами государственной экспертизы.
В нарушение ст. 48 Градостроительного кодекса РФ Комитетом в 2014 году произведены расходы в сумме 3 347,3 тыс. рублей на оплату топографо-геодезических работ на территории площадью 759,4 га в отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки.
В нарушение п. 3 ст. 269 Гражданского кодекса РФ Комитет допустил неправомерное предоставление объектов государственного имущества в пользование без оформления договорных отношений, с превышением полномочий, предоставив в пользование сторонним лицам в посёлке Лисий Нос территорию на 2 земельных участках, закреплённых за Комитетом на праве постоянного (бессрочного) пользования, в отсутствие правовых оснований и без поступления платы в доход бюджета Санкт-Петербурга за фактическое использование государственного имущества Санкт-Петербурга.
При утверждённой предельной численности должностей Комитета в количестве 155 единиц, арендуемая Комитетом площадь практически в 2 раза превышает действующий норматив, установленный в распоряжении Администрации Санкт-Петербурга от 08.08.2001 № 617-ра «Об утверждении норм предоставления площади нежилых помещений под административные цели» в размере 9 кв.м общей площади на одну штатную единицу.
Расходы Комитета на аренду избыточных площадей (превышающих установленный норматив) произведены в 2014 - 2016 годах в общей сумме 60 500 тыс. рублей без учёта принципа эффективного использования бюджетных средств, установленного ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.
Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга установлены и другие нарушения, которые отражены в отчёте о результатах контрольного мероприятия, который в установленном порядке направлен в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, Губернатору Санкт-Петербурга, вице-губернатору Санкт-Петербурга, курирующему соответствующую сферу деятельности, в прокуратуру Санкт-Петербурга для рассмотрения отчёта и осуществления в пределах своей компетенции мер по устранению выявленных нарушений.
Информация об отдельных нарушениях также направлена в Природоохранную прокуратуру г. Санкт-Петербурга, в Департамент Росприроднадзора по СЗФО, в ГУВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в УМВД России по Центральному району г. Санкт-Петербурга.
Аудитор Ю.А. Илларионов
Руководитель комиссии - начальник инспекции № 2 В.В. Маргарян
ИНФОРМАЦИЯ о мерах, принятых по результатам контрольного мероприятия