Ru
Язык: Ru Eng

Информация о результатах выборочной проверки законности, эффективности и целевого использования средств бюджета и собственности Санкт-Петербурга Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и подведомственными ему Санкт-Петербургским

Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга проведена выборочная проверка законности, эффективности и целевого использования средств бюджета Санкт-Петербурга Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и подведомственными ему Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Дирекция транспортного строительства» и Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием «Мостотрест» за 2011-2013 годы.

Установлены следующие факты нарушений бюджетного и гражданского законодательства Российской Федерации.

В результате выборочной проверки Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) установлено, что при финансировании расходов на капитальные вложения в соответствии с Адресной инвестиционной программой (далее - АИП) по отрасли «Транспорт» произведены неправомерные расходы средств бюджета Санкт-Петербурга на оплату работ по реконструкции и строительству объектов метрополитена в общей сумме свыше 3,5 млрд. рублей. В том числе в 2013 году произведены излишние расходы, чем был нанесен ущерб бюджету Санкт-Петербурга в сумме 152,6 млн. рублей.

Произведены неэффективные (безрезультативные) расходы средств бюджета Санкт-Петербурга в 2012 году и в 2013 году на оплату ненадлежащих услуг технического надзора ГУП «Петербургский метрополитен» за производством работ ОАО «Метрострой», а также услуг авторского надзора ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротанс».

Вследствие неправомерного допуска ОАО «Метрострой» к производству работ до размещения государственного заказа не обеспечена экономия средств бюджета Санкт-Петербурга в сумме свыше 289 млн. рублей (по расчету Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга) за счет удорожания стоимости работ на объектах метрополитена  на момент заключения государственных контрактов, с учетом инфляционной составляющей.

В собственность Санкт-Петербурга не поступили доходы в сумме свыше 1,4 млрд. рублей от применения мер гражданско-правовой ответственности к подрядчикам за нарушение условий государственных контрактов в части несоблюдения графика производства работ, чем нанесен ущерб Санкт-Петербургу.

Не обеспечена должным образом защита интересов Санкт-Петербурга из-за отсутствия страхования строительных рисков, связанных с гибелью и повреждением объектов строительства в период несанкционированного выполнения работ, до заключения государственных контрактов, ненадлежащего обеспечения исполнения обязательств по банковским гарантиям, которые в ряде случаев являлись недействительными, сомнительными или невозможными к обращению. В существенные условия контракта за более чем двадцатилетний период строительства Фрунзенского радиуса-1 не были включены требования об обеспечении исполнения обязательств подрядчика.

В ходе работ по реконструкции и строительству всех объектов метрополитена систематически допускались многочисленные грубые нарушения требований законодательных актов, регулирующих сферу градостроительной деятельности, а также гражданского законодательства. Работы на объектах проводились до заключения государственных контрактов, в отсутствие проектной документации, с отклонениями от утвержденных проектных решений, в том числе на опасных производственных объектах, в отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки под строительные площадки, в отсутствие разрешения на строительство органа государственного строительного надзора, ордеров ГАТИ, с несвоевременным утверждением технологических регламентов по обращению со строительными отходами, без допуска на технику, используемую в подземных условиях.

Вновь построенные станции метрополитена незаконно эксплуатировались для перевозки пассажиров в отсутствие требуемых разрешений на ввод объекта в эксплуатацию.

При реализации АИП по объектам метрополитена имели место нарушения, допущенные еще Комитетом по транспорту, которые требуют устранения КРТИ во избежание излишних и нецелевых расходов средств бюджета Санкт-Петербурга. Комитет по транспорту необоснованно включил в проектную документацию по строительству электродепо «Южное» разделов, предусматривающих организацию комфортных условий труда работникам ГУП «Петербургский метрополитен», за счет средств целевой статьи «Расходы на капитальные вложения по отрасли «Транспорт».  

Комитетом по транспорту произведены излишние расходы на оплату проектной документации и услуг государственной экспертизы, что в дальнейшем при реализации АИП по строительству электродепо «Южное» повлечет излишние расходы бюджетных средств.

Не реализована разработанная проектная документация по строительству масштабного объекта Лахтинско-Правобережной линии стоимостью свыше 669 млн. рублей, чем  допущено неэффективное расходование бюджетных средств и впоследствии потребует привлечения дополнительных бюджетных инвестиций, что указывает на нецелесообразность масштабного формирования объекта.

Результаты проверки реализации Адресной инвестиционной программы по отрасли «Транспорт» указывают на необходимость принятия на уровне Российской Федерации закона в отношении метрополитенов, что устанавливало бы четкие основы и порядок государственного регулирования и надзора этой сферы, включая единые требования, предъявляемые при проектировании, строительстве, реконструкции и содержании метрополитенов.

При финансировании расходов на подготовку территории для строительства Западного скоростного диаметра в рамках реализации долгосрочной целевой программы Санкт-Петербурга «Финансирование создания в Санкт-Петербурге автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» на 2011-2024 годы» произведены неправомерные расходы средств бюджета Санкт-Петербурга в 2011 году на оплату не предусмотренных проектом работ по демонтажу деревянных домов и прочих неотапливаемых зданий, произведены излишние расходы средств бюджета Санкт-Петербурга в 2011 году для оплаты работ, не подтвержденных документально, и выполнения работ по завышенной стоимости, чем нанесен ущерб Санкт-Петербургу.

В ходе проверки Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Дирекция транспортного строительства» (далее – Учреждение) установлено, что причинён ущерб Санкт-Петербургу в общей сумме не менее 5,7 млрд. рублей в результате оплаты неправомерно принятых, фактически невыполненных подрядчиком работ, оплаты материала по завышенной стоимости, оплаты перевозки возвратных материалов (асфальтобетонная крошка) по завышенной стоимости, необоснованной оплаты работ, выполненных с отклонениями от проектов, прошедших государственную экспертизу, а также многочисленных нарушений положений Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»: выявлено неправомерное продление сроков завершения проектирования, строительства и реконструкции объектов, нарушение условий госконтрактов (в части не взыскания пени и штрафов).

Сметная стоимость работ по государственным контрактам была завышена на сумму не менее 194,8 млн.рублей. Произведены неправомерные расходы (не менее 319 млн.рублей), неэффективные расходы в общей сумме не менее 562 млн. рублей; необоснованные расходы в сумме не менее 1,9 млрд. рублей.

Следует отметить, что в Санкт-Петербурге продолжает увеличиваться количество завершенных строительством объектов, но не переданных в казну Санкт-Петербурга и далее - на баланс эксплуатирующим организациям. Количество таких объектов и объемы финансирования в 2013 году, по сравнению с 2011 годом, возросли в 4,4 раза и 5,6 раза, соответственно, что обусловлено несвоевременным оформлением документов о передаче объектов в собственность Санкт-Петербурга. Общая балансовая стоимость указанных объектов составляет сумму более 50 млрд. рублей. Так в 2013 году Дирекцией в различных районах Санкт-Петербурга эксплуатировалось 58 объектов дорожных сооружений (из них 26 - более двух лет) и 30 объектов дорог (из них 6 - более двух лет).

Для повышения ответственности должностных лиц, работающих в строительной отрасли, Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга рекомендовала провести анализ нормативной базы Санкт-Петербурга, регламентирующей вопросы организации строительства, и ввести для контрактов, реализуемых в интересах Санкт-Петербурга, обязательные  требования о  взыскании штрафных санкций и банковского обеспечения (гарантий) при срыве сроков исполнении и низком качестве работ. Необходимо проработать механизмы, позволяющие максимально исключить возможность расторжения контрактов  по соглашению сторон, повысив уровень и публичность принятия решений по подобным ситуациям. Это позволит существенно снизить риски возникновения коррупционных отношений при реализации государственных контрактов и повысит ответственность должностных лиц, отвечающих за их исполнение.

Выявленные нарушения также свидетельствуют о наличии серьезной проблемы с комплектованием кадров Комитета и подведомственных учреждений, слабой работе служб технического и финансового контроля, неудовлетворительном юридическом сопровождении работ, выполняемых Комитетом и подведомственными учреждениями.