Ru
Язык: Ru Eng

СПб ГБУ «Мостотрест» и Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга

Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга провела контрольное мероприятие «Контроль устранения выявленных Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга в 2021 году нарушений и недостатков в отношении Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Мостотрест» в 2022 году и истекшем периоде 2023 года» в соответствии с пунктом 9.8 Плана работы Палаты; непосредственно на объекте - с 3 июля по 31 августа 2023. В результате проверки вновь выявлены нарушения, аналогичные нарушениям, установленным Контрольно-счетной палатой в 2021 году, в том числе повлекшие избыточные расходы бюджета.

Так, в нарушение принципа эффективного использования бюджетных средств при осуществлении закупочной деятельности, положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) и р. 3 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567, в проверяемом периоде при формировании начальной максимальной цены контрактов на поставку автодорожной техники, оборудования, строительных материалов и хозяйственных товаров методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) Мостотрестом не осуществлены рекомендуемые несколько процедур по получению ценовой информации о товарах (услугах), а также использованы ненадлежащие документы (коммерческие предложения), что привело к завышению начальной максимальной цены 33 контрактов повлекло избыточные расходы бюджета Санкт-Петербурга.

          Проверкой выявлены факты приемки и оплаты работ (ее результатов), несоответствующих условиям контракта, в нарушение ст. 309, п. 1 ст. 720 Гражданского кодекса РФ, ч. 1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ и условий 10 контрактов, в частности:

- по 6-ти контрактам на оказание услуг по уборке искусственных сооружений в  2022 году приняты и оплачены услуги в отсутствие отчетной документации, предусмотренной контрактами;

- по 6-ти контрактам на выполнение работ по реставрации металлических ограждений приняты и оплачены услуги в отсутствие фотографических материалов, а также фактически не выполненные работы;

- по 3-м контрактам на 3-х объектах («Биржевой мост», «Набережная реки Мойки выше Б. Конюшенного моста, левый берег», «Зеленый мост»), выявлены дефекты после выполнения работ на металлических перильных ограждениях, на гранитном ограждении, на асфальтобетонном покрытии, при этом Мостотрестом не предъявлены к исполнителям требования по устранению указанных дефектов в рамках гарантийных обязательств, тогда как характер дефектов не носит признаков повреждений, связанных с эксплуатацией, а свидетельствует о некачественном выполнении работ.

 

          Проверкой выявлено внесение изменений в контракты с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, в частности положений:

- п. 8 ч. 1 ст. 95  Федерального закона № 44-ФЗ, постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18.10.2021 № 764 «О порядке изменения существенных условий контракта», п. 14,14.2 Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, являющейся приложением № 2 к приказу Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр, в 2022 году в ходе реализации 2-х контрактов допущено увеличение стоимости работ по разработке рабочей документации по отношению к стоимости, указанной в положительных заключениях ФАУ «Главгосэкспертиза России» после проведения повторной экспертизы, что повлекло избыточные расходы;

- пп. 1.2. п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ в 2022 году в ходе исполнения контракта, заключенного на оказание услуг по уборке искусственных и защитных дорожных сооружений, дополнительными соглашениями в условия контракта неправомерно внесены изменения в части уменьшения более чем на 10 % площади уборки тротуаров 2 класса.

Следует отметить, что в отдельных случаях при выполнении ремонтных работ Мостотрестом не выполнены действия, направленные на оптимизацию расходов бюджета Санкт-Петербурга, в части согласования с проектировщиком применения отечественных аналогов вместо импортного материала, а также применения более экономически целесообразного материала вместо дорогостоящего материала.

     

В нарушение требований, предъявляемых к оформлению и ведению регистров бухгалтерского учета, установленных ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете», в регистрах бухгалтерского учета Мостотреста не было учтено оборудование и программное обеспечение, смонтированное в 2019 году при создании Системы мониторинга моста Александра Невского, что повлекло необоснованное списание капитальных вложений на расходы Мостотреста в отсутствие соответствующего решения комиссии по поступлению и выбытию активов и искажение данных бухгалтерской отчетности Мостотреста за 2022 год.

   

В нарушение требований, предъявляемых к оформлению фактов хозяйственной жизни экономического субъекта первичными учетными документами, установленных ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете»,

- в 10-ти инвентарных карточках на искусственные дорожные сооружения не отражены сведения о проведенных в 2020 - 2023 годах ремонтах, а также отдельные составные части нефинансового актива, что является нарушением положений п. 27 Инструкции № 157н;

- в отдельных путевых листах, являющихся первичными учетными документами, обосновывающими списание топлива, не отражены достоверные сведения об остатках топлива, так например, 14.06.2023 по 32-м из 46-ти проверенных транспортных средств установлены расхождения фактических показаний остатков топлива в баке, аналогичным показателям, отраженным в путевых листах.

В нарушение требований, предъявляемых к правилам ведения бюджетного учета, установленных в п. 108 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, п. 2.9, п. 2.15 учетной политики Мостотреста, списание топлива осуществлялось по нормам расхода горюче-смазочных материалов, а не по фактическому расходу из-за отсутствия в первичных учетных документах (путевых листах) достоверных данных о фактическом расходе топлива.

   


Кроме того, установлены нарушения в сфере управления и распоряжения государственной собственностью.

Так, в ходе выборочных обследований только лишь за 3 дня установлено 177 случаев фактического использования участков набережных третьими лицами, в основном на постоянной основе, без оформления договорных отношений и без оплаты, при этом отдельные участки набережных используются для несанкционированной швартовки судов с целью посадки и высадки пассажиров на необорудованных для этих целей участках, что не обеспечивает безопасность пассажиров.

В 2022 году в добровольном порядке удовлетворено лишь 3 % от суммы претензий, направленных Мостотрестом об оплате фактического использования набережных, при этом Мостотрест не обратился в судебные органы с исковыми заявлениями об  удовлетворении претензионных требований.

При сдаче в аренду участков набережных у Мостотреста отсутствует возможность применять Методику определения арендной платы за сооружения специального назначения, используемые при размещении плавательных средств на акваториях водных объектов, утвержденную Законом Санкт-Петербурга от 14.07.2004 № 387-58 и предусматривающую индивидуальные характеристики объектов аренды, в связи с тем, что Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга не был разработан Порядок определения базовых ставок и коэффициентов для утверждения Правительством Санкт-Петербурга. В результате используется <Методика определения арендной платы методом индивидуальной оценки, предусмотренная для объектов аренды с уникальными особенностями, в отсутствие доказательств наличия таких особенностей у объектов Мостотреста, при этом Мостотрест осуществляет дополнительные расходы на оплату отчетов об индивидуальной оценке, содержащих арендную плату за 1 погонный метр, что не соответствует применяемой Методике определения арендной платы методом индивидуальной оценки.

В нарушение условий договоров аренды на участки набережных 9 арендаторами не представлены согласованные схемы размещения судов, а в 8 случаях выявлена швартовка судов к набережным без соблюдения схем размещения судов, согласованных в органе, ответственном за безопасность движения на реках и каналах Санкт-Петербурга, что затрудняет проход других судов по акватории рек и каналов.

   


Также установлено, что автопарк Мостотреста имеет низкие коэффициенты загрузки. В среднем, не используется около 27 единиц техники или 33,8 %, что свидетельствует о низкой эффективности использования транспортных средств, зачастую находящихся в систематическом простое без выездов на линию. Так, в 2022 году и I квартале 2023 года из 18 ед. строительно-дорожных машин 6 ед. техники или 30 % не эксплуатировались. Например, заливщик битумных мастик из 455 машино-дней не эксплуатировался ни одного дня; каток HD 75 и асфальтоукладчик Super 800 из 455 машино-дней эксплуатировались только 5 дней; дорожная фреза Witgen W 100 из 455 машино-дней эксплуатировалась только 7 дней. Подобные факты значительных простоев также выявлены и по специализированным машинам.

Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга допущены нарушения порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (работ), установленного положениями ч. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ, п.п. 2.9, 2.12, 3.2, 3.5, 3.8 Порядка, утвержденного постановлением № 63, выразившиеся в несоответствии технологического регламента оказания в 2023 году государственной услуги «Организация работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования в части искусственных дорожных сооружений и берегозащитных сооружений» требованиям п. 7.4 Методических рекомендаций по формированию технологических регламентов, утвержденных распоряжением Комитета по экономической политике от 14.03.2022 № 21-р, в части неправомерного включения в технологический регламент по содержанию объектов в потребность в трудовых ресурсах сотрудников, не имеющих должностных обязанностей по содержанию таких объектов и фактически не участвующих в выполнении данной услуги, что повлекло завышение базовых нормативов затрат на 2023 год.

В нарушение совокупности положений п. 2.2 Порядка, утвержденного постановлением № 63, и ч. 6 ст. 9.2 Федерального Закона от  12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Комитетом в объем государственного задания для Мостотреста на 2022, 2023 годы неправомерно включены площади частей искусственных дорожных сооружений, переданных в аренду либо безвозмездное пользование на условиях их содержания за счет арендаторов (ссудопользователей), что привело к завышению объемов государственного задания и его финансового обеспечения.

По итогам контрольного мероприятия Контрольно-счетная палаты рекомендовала:

1.              Комитету усилить контроль за деятельностью подведомственного государственного учреждения, предусмотренный Положением о порядке осуществления контроля за деятельностью государственных унитарных предприятий Санкт-Петербурга и государственных учреждений Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 № 107.

2.                         Комитету в рамках ведомственного контроля в отношении подведомственного учреждения по вопросу соблюдения законодательства в сфере закупочной деятельности и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок провести проверку Мостотреста.

3.     Мостотресту обратиться в ФДА РОСАВТОДОР за получением разъяснений о наиболее оптимальных марках асфальтобетонных смесей при выполнении работ по ремонту искусственных дорожных сооружений Санкт-Петербурга в целях оптимизации расходов бюджета Санкт-Петербурга.

4.                         Мостотресту провести сплошную инвентаризацию всех систем, смонтированных на объектах искусственных дорожных сооружений Санкт-Петербурга, и по результатам инвентаризации осуществить бухгалтерский учет указанных систем с соблюдением всех действующих норм бухгалтерского учета.

5.     Мостотресту усилить контроль за использованием участков набережных Санкт-Петербурга, закрепленных на праве оперативного управления за учреждением, и максимально использовать резервы по увеличению доходов от сдачи в аренду участков набережных.

                                 

Контрольно-счетной палатой направлено обращение в адрес Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга с предложением при утверждении базовых нормативов затрат на очередной финансовый год обеспечить соблюдение требований Порядка, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2011 № 63, в целях недопущения необоснованного завышения базовых нормативов затрат.

   В соответствии с положениями Соглашения о взаимодействии между Прокуратурой Санкт-Петербурга и Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга, в целях установления точного размера ущерба, нанесенного бюджету Санкт-Петербурга в результате нарушений в деятельности СПб ГБУ «Мостотрест», материалы контрольного мероприятия направлены в Прокуратуру Санкт-Петербурга.