СПБ ГБУЗ «Городская Мариинская больница»
Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга проведено контрольное мероприятие «Выборочная проверка финансово-хозяйственной деятельности, законности использования собственности Санкт-Петербурга Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Городская Мариинская больница» и Комитета по здравоохранению в части соблюдения бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственного государственного учреждения за 2021-2022 годы и истекший период 2023 года». Выборочная проверка прошла в соответствии с пунктом 6.12 Плана работы Палаты на 2023 год. По результатам выявлены нарушения действующего бюджетно-финансового законодательства и замечания к финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля.
В отношении Комитета по здравоохранению выявлены нарушения порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг. Например, Комитет неправомерно утвердил в государственных заданиях Больницы на 2021 и 2022 годы работу «Заготовка, хранение, транспортировка и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов», которая Уставом Больницы в редакции, действующей до 21.02.2023, не была предусмотрена в качестве основных видов деятельности, что привело к избыточным расходам средств субсидии по целевой статье «Субсидии бюджетным учреждениям-станциям и отделениям переливания крови на финансовое обеспечение государственного задания». Также субсидия по целевой статье «Расходы на прочие мероприятия в области здравоохранения» на обеспечение медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в целях трансплантации и пересадки в 2021 и 2022 годах определена Комитетом в отсутствие сметы расходов. Комитетом не было принято решение по возврату в бюджет Санкт-Петербурга субсидии по целевой статье «Расходы на оказание гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования» в связи с невыполнением отдельных объемных показателей по государственной услуге «Высокотехнологичная медицинская помощь, не включенная в базовую программу ОМС», отраженных в утвержденном Комитетом Отчете о выполнении госзадания за 2021 год.
В 2022 году субсидия на иные цели по целевой статье «Расходы на оказание специализированной высокотехнологичной медицинской помощи» выделена Комитетом в отсутствие заявки Больницы на ее предоставление. Решение о перечислении Больнице субсидии на иные цели в 2022 году принималось Комитетом в отсутствие потребности в субсидии, что привело к невостребованности бюджетных средств и к образованию неиспользованных остатков, которые могли бы быть направлены на финансирование иных целей и задач, что свидетельствует о надлежащем исполнении бюджетных полномочий, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, в части обеспечения результативности использования бюджетных средств.
В проверяемом периоде Комитетом допущено ненадлежащее осуществление функций и полномочий учредителя государственного бюджетного учреждения, поскольку показатели и критерии оценки эффективности труда отдельным категориям немедицинских работников учреждений здравоохранения не установлены.
Следующие нарушения и замечания вынесены Контрольно-счетной палатой в отношении СПБ ГБУЗ «Мариинская больница»:
В нарушение Порядка формирования государственного задания в проверяемом периоде в результате включения в штатные расписания амбулаторно-поликлинического отделения с кабинетами профпатологов Городского центра профпатологии Больницы должностей, не предусмотренных Технологическим регламентом оказания государственных услуг и сверх рекомендуемых штатных нормативов на 13 штатных единиц, Больницей произведены избыточные расходы средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по целевой статье «Субсидии бюджетным учреждениям - больницам, клиникам на финансовое обеспечение выполнения государственного задания».
В 2022 году Учреждением допущено нарушение порядка и условий оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений, а именно:
- расходование средств гранта на осуществление выплат стимулирующего характера работнику без учета фактически отработанного времени;
- в локальных нормативных актах Больницы не установлены максимальные размеры выплат стимулирующего характера; при выплате отдельных видов надбавок стимулирующего характера Больницей не применялись показатели и критерии оценки эффективности труда работников учреждений;
- не осуществлены мероприятия по внедрению систем нормирования труда, предусмотренные положениями Трудового кодекса РФ, Методическими рекомендациями по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях, утвержденными приказом Минтруда России;
- отдельные локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда Больницы, приняты без учета мнения представительного органа работников Больницы, поскольку в проверяемом периоде в Больнице отсутствовал действующий коллективный договор;
- в Больнице допускались к работе по совместительству на работах с вредными и (или) опасными условиями труда работники, основная работа которых также связана с вредными условиями труда.
За счет средств ОМС Больницей произведена оплата оказания медицинской помощи, не входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования, медицинской помощи, оказанной незастрахованному лицу или не оказанной медицинской помощи, в части расходов на оплату труда работников патологоанатомического отделения Учреждения за проведение аутопсийных исследований за счет средств ОМС. Расходы по исследованию аутопсийного материала не связаны с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС и не могут оплачиваться за счет средств ОМС.
Установлены нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью, в части нарушения порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, порядка ведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества:
- в течение длительного времени Больницей не предпринимались необходимые и достаточные действия по осуществлению кадастрового учета двух объектов недвижимости, находящихся на земельном участке и учтенных на балансовом учете Больницы в составе недвижимого имущества, а также по снятию с кадастрового учета объекта недвижимости, который на момент контрольного мероприятия фактически отсутствует;
- вместо договора аренды Больницей был заключен договор возмездного оказания услуг на размещение торговых аппаратов в помещениях Больницы, что привело к ограничению конкуренции и не допускается требованиями ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции»;
- не осуществлена процедура расторжения договоров на оказание услуг и не инициирована процедура организации и проведения аукционов на право заключения договоров аренды помещений Учреждения для размещения оборудования сотовой связи.
Выявлены нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц. В их числе:
- нарушения при выборе такого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), как закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку Больницей необоснованно выбран способ закупки у единственного поставщика на приобретение медицинского оборудования, необходимость в срочной закупке которого у Больницы отсутствовала;
- нарушения при осуществлении закупок в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, поскольку Больницей при закупках лекарственных препаратов применены оптовые надбавки в размере от 10 % до 14 % в случаях, не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;
- внесение изменений (невнесение изменений) в контракт (договор) с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации и невключение в контракт (договор) обязательных условий;
- приемка и (или) оплата не выполнявшихся работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений и инженерного оборудования;
- нарушения условий исполнения контрактов (договоров), в том числе сроков исполнения, включая своевременность расчетов по контракту;
- неприменение мер ответственности по контракту (отсутствуют взыскания неустойки (пени, штрафы) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В результате ненадлежащего оформления медицинской документации, а в ряде случаев ненадлежащего ведения лечебного процесса, помимо повторного выставления счетов, приводящего к несвоевременному получению Больницей средств за оказанную им медицинскую помощь, Больницей недополучены доходы по средствам ОМС в связи с отказами в оплате счетов за предоставленную медицинскую помощь гражданам, застрахованным в системе ОМС, по результатам проведенных ТФОМС и СМО мероприятий экспертного контроля.
Установлены факты неэффективного использования государственного имущества: Больницей предоставлены в аренду помещения общей площадью 54,2 кв.м (комната для заключения договоров с лицами, занимающимися организацией похорон, и траурный зал) для оказания ритуальных услуг, при этом для оказания указанных услуг Арендатор без оформления договорных отношений безвозмездно использует иное имущество Больницы: помещения секционной, холодильные камеры, столы, каталки и т.п. Кроме того, при наличии всех необходимых ресурсов (сотрудники, помещения, инвентарь) Больница своими силами не оказывает услуги по подготовке тел умерших (погибших) к погребению в полном объеме, тогда как данная деятельность предусмотрена ее Уставом.
В проверяемом периоде Больницей не обеспечено надлежащее проведение исковой работы и своевременное взыскание дебиторской задолженности, в связи с чем истек срок исковой давности ее взыскания.
В нарушение требований ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в отсутствие лицензии на право осуществления медицинской деятельности по профилю «Фтизиатрия» Больницей предусмотрена в штатном расписании и фактически занята специалистом должность врача-фтизиатра (0,5 ставки).
Установлены нарушения единых требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности:
- нарушение требований, предъявляемых к проведению и документальному оформлению результатов инвентаризации активов и обязательств;
- нарушение требований, предъявляемых к правилам ведения бюджетного (бухгалтерского) учета;
- нарушение общих требований к бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, в том числе к ее составу;
- нарушение руководителем экономического субъекта требований организации ведения бухгалтерского учета, хранения документов бухгалтерского учета и требований по формированию учетной политики.
Начальник инспекции № 4 Н.М. Андреева