Ru
Язык: Ru Eng

АО «СПб ЦДЖ» и Жилищный комитет

Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга провела контрольное мероприятие «Выборочная проверка законности, результативности и целевого использования средств бюджета Санкт-Петербурга, направленных акционерному обществу «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» на реализацию мероприятий целевых программ государственной программы Санкт-Петербурга «Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга», Жилищного комитета в части выполнения функций и полномочий ответственного исполнителя государственной программы Санкт-Петербурга «Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга» по целевым программам, оператором которых являлось акционерное общество «Санкт-Петербургский центр доступного жилья», Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в части осуществления прав и обязанностей участника (учредителя) коммерческих организаций от имени Санкт-Петербурга в отношении акционерного общества «Санкт-Петербургский центр доступного жилья», финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества «Санкт-Петербургский центр доступного жилья».

Мероприятие непосредственно на объекте прошло с 3 октября по 20 декабря 2022 года в соответствии с пунктом 6.7.1 Плана работы Палаты.

Выявлены многочисленные нарушения как со стороны Жилищного комитета, так и со стороны АО «СПб ЦДЖ» и Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга.

Жилищным комитетом допущены нарушения при выполнении государственных задач и функций. Ненадлежащим образом выполнялись полномочия по принятию решений по включению объектов в Адресный перечень объектов недвижимости, необходимых для реализации целевой программы Санкт-Петербурга «Молодежи-доступное жилье». 16 жилых объектов с момента признания их аварийными и  подлежащими капитальному ремонту были включены в программу  «Молодежи-доступное жилье» в сроки от  1 года 10 месяцев до 8 лет 2 месяцев.

Специалисты Контрольно-счетной палаты отметили нарушения Комитета при осуществлении общего руководства, координации и  контроля за деятельностью АО «СПб ЦДЖ» по формированию жилого фонда Программы «Молодежи-доступное жилье». В частности, Жилищный комитет не инициировал рассмотрение на заседании Наблюдательного совета общества вопросов по определению критериев оценки фактического выполнения работ по формированию жилого фонда указанной программы, по определению для объектов капитального ремонта сроков проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, по использованию дополнительных доходов.

 

Нарушения АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья»

Общество в проверяемый период являлось оператором целевых программ «Молодежи – доступное жилье» и «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге».

По результатам сравнительного анализа объемов средств бюджетных инвестиций, полученных и израсходованных АО «СПб ЦДЖ», установлено, что ежегодно формируются остатки бюджетных инвестиций, не использованных Обществом в отчетном периоде на предоставление целевых жилищных займов.

Комиссия Контрольно-счетной палаты выявила 18 нарушений при формировании жилого фонда целевой программы Санкт-Петербурга «Молодежи – доступное жилье».

В связи с тем, что сроки выполнения работ по отдельным Объектам составляли от 5 до 7 лет, а затраты по ним были учтены в себестоимости объектов, в ходе проведения контрольного мероприятия были рассмотрены договоры, заключенные в 2016-2019 годах. В ряде случаев установленные нарушения имеют длительный и системный характер. В частности, не соблюдались требования об обязательном проведении экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. В отсутствие положительных заключений экспертизы о достоверности сметной стоимости работ по капитальному ремонту, реконструкции 6 объектов были заключены 5 договоров и 1 дополнительное соглашение.

По результатам проверки комиссия КСП пришла к выводу, что сложившийся механизм заключения договоров на выполнение работ по ремонту объектов капитального строительства обусловлен осуществлением АО «СПб ЦДЖ» закупок в соответствии с Законом от  18.07.2011 № 223-ФЗ, положениями которого данный вопрос не урегулирован, и возможностью заключать дополнительные соглашения неограниченное количество раз.

Несоблюдение требований об обязательном проведении проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства не влечет для Общества никакой ответственности, в том числе административной, что, соответственно, создает предпосылки для систематического нарушения требований о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.

В ходе исполнения договоров АО «СПб ЦДЖ» вносило многократные изменения путем заключения дополнительных соглашений в объемы, виды работ, материалы; включало дополнительные виды работ, в том числе непредусмотренные первоначальными условиями; увеличивало стоимость работ по договорам; проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства проводило на заключительном этапе выполнения работ под фактически выполненные подрядными организациями работы на объектах.

Таким образом, сроки проведения Обществом работ по формированию жилого фонда 7 объектов составили от 5 до 7 лет:

- 7 лет по 3 объектам: Санкт-Петербург, Рижский пр., д. 23,
11-я Красноармейская ул., д. 7, Кирилловская ул., д. 23;

- 6 лет по 2 объектам: Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 2/68, г. Кронштадт, ул. Красная, д. 8 корп. 1;

- 5 лет по 2 объектам: Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 128, г. Кронштадт, ул. Красная, д. 8 корп. 2.

Внесение Обществом изменений в условия договоров, а именно, в порядок оплаты в части включения условий о перечислении авансов и неоднократного продления сроков окончания выполнения работ имеют признаки создания преимущественных условий для подрядных организаций.

Установлены случаи приемки и оплаты работ, не соответствующих условиям договоров. Например, оплачены услуги на разработку проектно-сметной документации по объекту на ул. Бабушкина, д. 133, которые были выполнены частично (на 47,5 %), не получили положительного заключения экспертизы технической части рабочей документации и согласований проектной документации в соответствующих организациях и ведомствах.

Установлены факты нарушений при осуществлении закупок. Например, в части обоснования выбора объекта, определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (договора). В результате определения начальной максимальной цены в отсутствие положительных заключений экспертизы о достоверности сметной стоимости работ на момент проведения закупок начальная цена контракта была завышена по 3 объектам. Также установлены нарушения при применении порядка оценки заявок, окончательных предложений участников закупки; факты несоблюдения принципов информационной открытости закупки; случаи не включения в договор обязательных условий, наличие которых требуется при выполнении работ на объектах культурного наследия в соответствии с положениями Федерального закона от  25.06.2002 №  73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и  культуры) народов Российской Федерации».

Выявлены иные нарушения, допущенные Обществом при формировании жилого фонда, например, эксплуатация здания без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и акта приемки выполненных работ.

 

 

Нарушения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга

Комиссия Контрольно-счетной палаты установила нарушения при выполнении государственных задач и функций. В их числе - ненадлежащее выполнение КИО обязанностей участника (учредителя) коммерческих организаций от  имени Санкт-Петербурга и  полномочий собственника государственного имущества Санкт-Петербурга в отношении акционерного общества «Санкт-Петербургский центр доступного жилья». Например, не был своевременно обновлен состав наблюдательного совета, а также не была обеспечена сопоставимость отчетных данных о фактическом исполнении мероприятий Программы МДЖ в Отчетах к договорам об участии Санкт-Петербурга в собственности АО «СПб ЦДЖ», на основании которых Обществу в 2021-2022 годы предоставлялись бюджетные инвестиции.

Сведения об исполнении мероприятий Программы МДЖ в Отчетах об исполнении договоров отражены у Жилищного комитета – в количестве семей, которым предоставлены жилищные целевые займы; АО «СПб ЦДЖ» – в количестве выданных займов, что не позволяет Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга как соисполнителю Государственной программы Санкт-Петербурга «Улучшение жилищных условий жителей Санкт-Петербурга» определить эффективность использования бюджетных инвестиций, направленных на реализацию мероприятий целевой программы Санкт-Петербурга «Молодежи – доступное жилье» в отчетном году.

Материалы контрольного мероприятия направлены в Прокуратуру Санкт-Петербурга.