Ru
Язык: Ru Eng

Отчет о результатах совместного со Счетной палатой Российской Федерации контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования федеральной собственности и водных ресурсов, в том числе в целях обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжени

Отчет о результатах совместного со Счетной палатой Российской Федерации контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования федеральной собственности и водных ресурсов, в том числе в целях обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в Центральном и Северо-Западном федеральных округах» за период 2009 -2013 годов

В периоды с 13.08.2012 по 21.09.2012 г., с 10.09.2012 по 28.09.2012 г. и с 15.03.2013 по 29.03.2013 г. проведено совместное со Счетной палатой Российской Федерации контрольное мероприятие «Аудит эффективности использования федеральной собственности и водных ресурсов, в том числе в целях обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в Центральном и Северо-Западном федеральных округах» за период 2009-2013 годов, проведенного в Правительстве Санкт-Петербурга, в Государственном унитарном предприятии «Водоканал Санкт-Петербурга», в Невско-Ладожском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов.



В ходе проверки установлено следующее:



    За анализируемый период наблюдалось ежегодное увеличение количества отобранных проб, забираемой на водоподготовку воды в реке Нева, не соответствующих установленным нормативам. В 2012 году количество проб, не соответствующих установленным нормативам, возросло на 13,4% по сравнению с 2009 годом, что свидетельствует об ухудшении показателей бактериальной загрязненности и загрязненности органическими веществами в источнике. Количество проб, не соответствующих установленным нормативам по бихроматной окисляемости, отобранных в реке Нева, увеличилось на 19%.


    Несмотря на ежегодное улучшение качества питьевой воды (отношение количества проб, соответствующих нормативам, к общему количеству проб) и снижение в Санкт-Петербурге в 27 раз показателя заболеваемости вирусным гепатитом «А», проблемой качества воды является повышенное содержание «общего железа» в распределительной водопроводной сети, являющееся следствием вторичного загрязнения воды продуктами коррозии в процессе ее транспортировки по стальным трубопроводам, выполненным без внутренней и наружной изоляции и составляющим 27% от общей протяженности сети.
    В настоящее время Санкт-Петербург выполняет рекомендации Хельсинской комиссии по защите Балтийского моря - нормативы по содержанию азота и фосфора в очищенных водах: до 10 мг/л по азоту, 0,5 мг/л по фосфору. Тем не менее, ежегодно более 80% сточных вод, проходящих через очистные сооружения, не соответствуют установленным основным нормативам по качеству. Большое количество проб, не соответствующих установленным нормативам допустимого сброса по металлам (цинк, марганец, алюминий), обусловлено тем, что технология канализационных очистных сооружений, основная часть которых запроектирована в 70-е годы прошлого века, предусмотрена для очистки бытового стока и не предусматривает специальную очистку по металлам и другим специфическим загрязняющим веществам, поступающим в систему водоотведения в результате сброса неочищенного стока от промышленных предприятий.
    По состоянию на 01.01.2013 около 3% от общего объема сточных вод Санкт-Петербурга попадает в водоемы напрямую без очистки. Только после завершения строительства перехватывающих коллекторов в центральной части города, главного коллектора канализации северной части Санкт-Петербурга и строительства коллектора по Петроградской набережной, будет возможна очистка сточных вод к концу 2013 года – на 98,4%, а к концу 2017 года – на 100%.
    В настоящее время на водопроводных станциях 66% от общего количества очищенной воды проходит водоподготовку по одноступенчатой схеме, которая имеет риски негарантированного обеспечения безопасности питьевой воды из-за ухудшения качества забираемой воды, связанного с увеличением антропогенной нагрузки и сезонными колебаниями качества воды в местах водозабора.  Полный отказ от использования одноступенчатой схемы очистки будет возможен после реконструкции водопроводных станций со строительством новых блоков водоподготовки с более технически совершенными технологиями, что и предусмотрено в Региональной программе «Чистая вода Санкт-Петербурга», утвержденной на 2011-2025 годы постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.05.2011 № 625. Для решения указанной проблемы в 2011 году введен в эксплуатацию новый блок двухступенчатой очистки воды производительностью 350 тыс. куб.м на Южной водопроводной станции.

    В анализируемый период на системах водоснабжения зафиксированы повреждения. Рост показателей аварийности обусловлен высоким эксплуатационным износом сетей: износ водопроводных сетей составляет около 70%, канализационных сетей – более 60%. Водопроводные сети протяженности 2 742,8 км нуждаются в реконструкции и замене, 1 300 км канализационных сетей находится в технически неудовлетворительном состоянии.
    В ходе аудита  в Санкт-Петербурге выявлены внутригородские мунициальные образования с населением более 100 тыс. человек, не охваченные централизованным водоснабжением и водоотведением.
С вводом в эксплуатацию в 2007 году двух новых заводов по сжиганию осадка сточных вод в Санкт-Петербурге полностью решена проблема утилизации осадка сточных вод. Однако в настоящее время под полигоны и иловые площадки занято 173 га земель, на которых складирован осадок сточных вод, образованный в прошедшие годы.

 На отдельных этапах обращения с водными ресурсами имеются проблемы учета воды. В 2012 году уровень оснащенности приборами учета на этапе потребления воды абонентами составил 81%, а на этапе учета стоков у абонентов - 0,2%.
    Общая потребность в инвестициях для развития и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга на 2009 - 2012 годы в общей сумме 68 855 796,5 тыс. рублей (с учетом НДС; с учетом средств, предусмотренных ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и ГКУ «Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса»; без учета средств на развитие сети общественных туалетов и фонтанов) удовлетворена не в полном объеме - на 91,4 %, при этом фактически расходы исполнены лишь на 80 % от потребности в инвестициях.

    По результатам контрольного мероприятия рекомендовано следующее:
- Для снижения вторичного загрязнения питьевой воды соединениями железа при транспортировке воды, уменьшения количества аварий и повреждений водопроводных и канализационных сетей увеличить объем работ по реконструкции и замене изношенных сетей.
- Продолжить внедрение двухступенчатой технологии водоподготовки, предусматривающей оборот промывных вод, обработку осадка и использование современных инновационных процессов очистки воды.

- В целях обеспечения доступа всего населения Санкт-Петербурга к услугам централизованного водоснабжения и водоотведения обеспечить строительство водопроводных, канализационных сетей и насосных станций.

- Для обеспечения 100% очистки сточных вод завершить строительство перехватывающих коллекторов, главного коллектора канализации северной части Санкт-Петербурга, осуществить строительство коллекторов-дублеров и кольцующих тоннелей.
- Продолжить работу по рекультивации полигонов «Северный», «Волхонка-2» для высвобождения территории от складированного осадка сточных вод и улучшения экологической обстановки.

- Обеспечивать финансирование и выполнение мероприятий Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Санкт-Петербурга до 2015 года, Региональной программы «Чистая вода Санкт-Петербурга», инвестиционных программам ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
- В целях ликвидации угрозы безопасности системы водоснабжения Санкт-Петербурга из-за неблагополучной экологической ситуации в Ладожском бассейне, выступить с инициативой на федеральном уровне о принятии федерального закона «Об охране Ладожского озера».



Начальник инспекции № 2 Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга В.В. Маргарян