Обзор типичных нарушений
Обзор типичных нарушений, выявленных Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга в ходе осуществления внешнего муниципального финансового контроля в рамках проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
В рамках делегированных полномочий Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга в 2023 году проведена внешняя проверка годовых отчетов об исполнении местных бюджетов за 2022 год, включая внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, по результатам которой выявлены нарушения и замечания в части формирования:
1. Бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств и финансовых органов внутригородских муниципальных образований города федерального значения Санкт-Петербурга (далее - ВМО), в частности:
· отдельные формы бюджетной отчетности не соответствуют формам, установленным Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, а также не подписаны должностными лицами, ответственными за формирование и представление отчетности;
· в составе бюджетной отчетности не представлены отдельные формы отчетности, при этом в Пояснительной записке (ф. 0503160) не указаны причины их непредставления;
· при формировании Пояснительной записки (ф. 0503160) не учтены требования федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (например, «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», «Основные средства», «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»);
· недостоверность отдельных показателей бюджетной отчетности в связи
с включением (не включением) в отдельные формы показателей доходов, главным администратором которых местная администрация ВМО не является.
2. Проекта решения об исполнении местного бюджета, из которых можно выделить:
· нарушение порядков применения бюджетной классификации Российской Федерации в части указания кодов и наименований классификации доходов бюджетов, разделов (подразделов), групп (подгрупп) классификации расходов бюджетов;
· замечания в части формирования приложений к проекту решения об исполнении местного бюджета. Так, например, в отдельных приложениях к проекту решения об исполнении местного бюджета показатели утвержденных и исполненных бюджетных назначений по доходам и бюджетных ассигнований по отдельным разделам (подразделам), целевым статьям, группам (подгруппам) видов расходов не соответствуют аналогичным показателям, отраженным в Отчете об исполнении бюджета на 1 января 2023 г. (ф. 0503117), в приложении по разделам и подразделам классификации расходов бюджета приведено, в том числе нетребуемое распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств.
При проведении анализа формирования иных документов и материалов, предоставленных одновременно с проектом решения об исполнении местного бюджета, установлено:
· нарушение ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части несоблюдения требования о необходимости приведения муниципальных программ в соответствие с решением о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу и утверждения решением о бюджете объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета;
· нарушение порядков реализации муниципальных (ведомственных целевых) программ, оценки эффективности реализации муниципальных программ, установленных муниципальными правовыми актами местных администраций ВМО;
· замечания в части формирования отчетов об исполнении муниципальных (ведомственных целевых) программ.
В 2022 году Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга проведено 15 контрольных мероприятий по вопросам, связанным с проверкой формирования и исполнения бюджетов ВМО, по результатам которых установлены, в том числе случаи нецелевого использования бюджетных средств, выразившиеся в:
1. Осуществлении расходов на исполнение расходных обязательств, не связанных с решением вопросов местного значения. Например:
· оплата работ по благоустройству территорий, не являющихся внутриквартальными (или территориями зеленых насаждений общего пользования местного значения), а также производство работ в отношении объектов благоустройства (например, контейнерные площадки, детское игровое оборудование), которые на момент их выполнения в составе объектов муниципального имущества отсутствовали;
· приобретение билетов на посещение культурно-зрелищных мероприятий, сувенирной продукции и т.д., которые в последующем были выданы лицам, не являющимся жителями ВМО.
2. Осуществлении расходов на оплату услуг по организации и проведению мероприятий (театрализованных спектаклей, тренингов и т.д.) для воспитанников и учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга, приобретение материальных ценностей для нужд образовательных учреждений, финансирование деятельности которых осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
3. Оплате органами местного самоуправления ВМО услуг для иных юридических лиц (например, за счет средств, предусмотренных на обеспечение деятельности местной администрации ВМО, осуществлена оплата услуг для муниципального совета ВМО).
Также в рамках проведения контрольных мероприятий установлены многочисленные нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», повлекшие, в том числе избыточные расходы бюджетных средств, чем нанесен ущерб бюджету, из которых можно выделить:
· объектами контрольных мероприятий осуществлена приемка и оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, не в полной мере соответствующих (или не предусмотренных) условиям муниципальных контрактов (договоров);
· при обосновании начальных максимальных цен контрактов для проведения электронных аукционов на выполнение работ по благоустройству территории ВМО и заключении по их результатам муниципальных контрактов использованы локальные сметы с завышенной стоимостью, в том числе на поставку детского игрового оборудования;
· внесение изменений в контракт с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации (например, дополнительными соглашениями к контрактам объемы выполняемых работ были увеличены более чем на 10 % за счет увеличения объемов по отдельным объектам, а также включения новых объектов, которые при заключении муниципального контракта не были предусмотрены);
· неприменение мер ответственности по контракту (договору) к недобросовестному поставщику (подрядчику, исполнителю) за ненадлежащее исполнение обязательств;
· соответствующая информация и документы об исполнении и оплате отдельных муниципальных контрактов для включения в реестр контрактов не направлялась или направлялась с нарушением срока;
· отражение в планах-графиках закупок товаров, работ, услуг недостоверной информации о планируемых закупках;
· превышение допустимого годового объема закупок, осуществляемых способом у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
· реестры закупок, осуществленных без заключения муниципальных контрактов (договоров), объектами контрольных мероприятий не велись.
В ходе проведения контрольных мероприятий выявлены случаи неэффективного использования средств местного бюджета и муниципального имущества. Так, установлены факты:
· наличия объектов движимого имущества, которые не используются по назначению в течение длительного периода времени;
· оплаты за счет бюджетных средств штрафов, пеней, возмещения ущерба
за ненадлежащее исполнение обязательств по оплате оказанных услуг, за несоблюдение требований к осуществлению мероприятий по содержанию элементов благоустройства в надлежащем состоянии;
· оплаты в рамках реализации муниципальных контрактов (договоров) услуг, выполнение которых относится к должностным обязанностям штатных сотрудников органов местного самоуправления ВМО или функциональным обязанностям контрактной службы.
Зафиксированы факты нарушений, установленных едиными требованиями к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, в части формирования экономическими субъектами учетных политик, оформления первичных учетных документов.
В ходе внешнего муниципального финансового контроля выявлены факты нарушений в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью. Так, например, часть помещений, полученных органами местного самоуправления ВМО в безвозмездное пользование, предоставляется в пользование третьим лицам, в помещениях в отсутствие письменного разрешения ссудодателя произведены перепланировки. Кроме того, установлены случаи наличия на балансе органов местного самоуправления ВМО имущества, не предназначенного для решения вопросов местного значения.
В ходе исполнения местных бюджетов также установлены иные нарушения, которые, в том числе повлекли избыточное, необоснованное расходование бюджетных средств, из которых можно выделить:
· выдача материальных ценностей в отсутствие документов, подтверждающих их получение жителями ВМО;
· нарушение порядка и условий оплаты труда, в том числе сотрудников муниципальных органов, муниципальных служащих, работников муниципальных бюджетных, автономных и казенных учреждений (например, выплаты Главе ВМО надбавок, ежемесячных и единовременных премий, материальной помощи производились без оформления соответствующих распоряжений муниципального совета ВМО);
· учредителем для подведомственного муниципального бюджетного учреждения не формировались муниципальные задания, нормативные затраты на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) не утверждались;
· несоблюдение порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи, бюджетной росписи, порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения (например, отсутствует распределение бюджетных ассигнований по отдельным разделам (подразделам), группам (подгруппам) видов расходов).