Ru
Язык: Ru Eng

Контроль устранения нарушений и реализации рекомендаций, отраженных в отчете о результатах мониторинга незавершенного строительства в Санкт-Петербурге» за 2017-2020 годы

Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга завершено мероприятие по контролю устранения нарушений и реализации рекомендаций, отраженных в отчете Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг, анализ и оценка незавершенного строительства в Санкт-Петербурге» за 2017-2020 годы. Мероприятие состоялось в соответствии с пунктом 9.2 Плана работы палаты на 2023 год.


В рамках реализации предложений Контрольно-счетной палаты по совершенствованию нормативного правового регулирования сферы незавершенного строительства в 2021-2022 годы и за истекший период 2023 года Правительством  Санкт-Петербурга, наряду с принятым на федеральном уровне пакетом нормативных правовых актов, внесены изменения в законодательство Санкт-Петербурга, касающиеся незавершенного строительства. 

Результаты реализуемых на региональном уровне мер по снижению объема и количества объектов незавершенного строительства в Санкт-Петербурге и недопущению их возникновения в целом позволили добиться позитивных изменений:

-     количество незавершенных строительством объектов сократилось на четверть: с 480 ед. на конец 2020 года до 364 ед. по итогам 2022 года;

-     количество долгостроев, строительство которых началось более 10 лет назад, к 2023 году сократилось на 35 объектов – до 187 объектов;

-     общий объем капитальных вложений в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга (объем кассовых расходов) с 2020 года увеличился на 14,4 % – с 438,1 млрд. рублей до 501,1 млрд. рублей в 2022 году, что обусловлено проводимой Правительством Санкт-Петербурга политикой увеличения расходов в развитие и модернизацию объектов городской инфраструктуры;

-     остаточная стоимость завершения работ оценивается в 169,5 млрд. рублей, в том числе в целях завершения строительства (реконструкция, приспособление для современного использования) объектов капитального строительства и ввода в эксплуатацию – 125,6 млрд. рублей или 74,1 % от всех затрат;

-     отмечается системная работа по инвентаризации имеющейся проектно-сметной документации на предмет ее возможной актуализации для дальнейшего использования. На начало 2023 года количество объектов, строительство которых не начиналось при наличии ПСД, сократилось в 2,6 раза (с 628 ед. до 239 ед.).

По итогам проведенного мероприятия установлено, что не все рекомендации Контрольно-счетной палаты реализованы ввиду длительности процедур согласования управленческих решений с заинтересованными государственными органами и пользователями объектов.

В целях улучшения межведомственного взаимодействия в сфере незавершенного строительства Контрольно-счетной палатой рекомендовано Правительству Санкт-Петербурга продолжить дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы:

-     определить орган исполнительной власти, ответственный за выявление и сокращение объемов незавершенного строительства на территории Санкт-Петербурга, в том числе путем их вовлечения в хозяйственный оборот;

-     установить механизм (процедуру) взаимодействия заинтересованных ИОГВ Санкт-Петербурга при распоряжении объектами государственной собственности Санкт-Петербурга, в отношении которых осуществлялись вложения капитального характера;

-     при приватизации, передаче концессионеру/инвестору, передаче в оперативное управление государственным учреждениям и организациям объектов недвижимого имущества и ОНС – в обязательном порядке учитывать понесенные заказчиками строительства и реконструкции затраты, что, помимо снижения количества и объемов незавершенного строительства, будет способствовать увеличению доходной части бюджета от поступлений по налогу на имущество за счет увеличения налоговой базы по объектам, ранее построенным и(или) реконструированным за счет бюджетных средств, находящимся в частной собственности;

-     обеспечить решение землеустроительных и иных вопросов по объектам, разрешения на строительство которых выданы до 1 января 2020 года и по которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию, с учетом установленного Правительством РФ до 1 января 2024 года упрощенного порядка достройки ОНС;

-     исключить практику перерывов в финансировании и выполнении работ на объектах капитального строительства, включенных в Адресную инвестиционную программу.


Реализация предложений предложения и устранение нарушений остаются на контроле Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга.