Ru
Язык: Ru Eng

Оценка эффективности предоставления в 2020-2021 годах налоговых льгот

Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга провела экспертно-аналитическое мероприятие «Оценка эффективности предоставления в 2020-2021 годах налоговых льгот, направленных на поддержку организаций (индивидуальных предпринимателей) в связи с антиковидными ограничениями». Мероприятие состоялось в соответствии с пунктом 7.4. Плана работы Палаты в период с 18 июля 2022 года по 9 декабря 2022 года.

 

Оценка эффективности налоговых мер государственной поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, направленных на смягчение последствий пандемии коронавируса, проводилась Контрольно-счетной палатой в увязке с общей экономической ситуацией, падением платежеспособного спроса и в зависимости от того, смогли они воспользоваться мерами государственной поддержки или нет.

Контрольно-счетной палатой отмечено, что 2020 год явился позитивной точкой для выстраивания открытого диалога государства и предпринимателей для поиска наиболее эффективных мер по снижению неопределенности в экономике.

В целях сглаживания последствий пандемии в 2020-2021 годах законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга предусматривался целый комплекс множественных и разнонаправленных мероприятий по поддержке предприятий, которые больше всего пострадали от введенных ограничений и снижения деловой активности.

В условиях пандемии и, как следствие, экономического спада, более всех пострадал сектор малого и среднего бизнеса, ориентированный на предоставление услуг в сферах транспорта, культуры и досуга, развлечений, спорта, туризма и гостиничного бизнеса, общественного питания, бытовых услуг.

Меры поддержки, оказанные Правительством Санкт-Петербурга туристской отрасли за период с начала пандемии, были высоко оценены на федеральном уровне. По итогам совещания, состоявшегося 07.04.2022, заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Чернышенко Д.Н. было дано поручение изучить опыт предоставления мер поддержки туриндустрии Санкт-Петербурга с целью масштабирования на регионы России.

Всего же, в Санкт-Петербурге в 2020-2021 годах суммарно действовало девять видов налоговых льгот (четыре льготы по налогу на имущество организаций, две льготы по УСН и земельному налогу и одна льгота по транспортному налогу). Целевая категория плательщиков налогов, для которых предусматривались данные налоговые льготы, – в основном, субъекты малого и среднего предпринимательства из наиболее пострадавших отраслей экономики Санкт-Петербурга. За налоговые периоды 2020-2021 годов льготами воспользовались почти четыре тысячи организаций и индивидуальных предпринимателей. Объем выпадающих доходов бюджета Санкт-Петербурга по данным Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу составил более трех миллиардов рублей.

Наряду с применением налоговых льгот и освобождений для целей стабилизации состояния предпринимательской среды Правительством Санкт-Петербурга реализованы программы прямого субсидирования. Анализ реализации альтернативных инструментов социально-экономической политики в период пандемии показал, что для бизнес-сообщества Санкт-Петербурга более предпочтительными оказались меры финансовой поддержки в форме предоставления гарантий по коммерческим кредитам, субсидий на выплаты заработных плат, льготных займов, нежели налоговые преференции.

В целом, реализация мер, направленных на обеспечение экономической и социальной стабильности в Санкт-Петербурге, снижение налоговой нагрузки предприятий и диверсифицированная структура экономики Санкт-Петербурга способствовали созданию условий и стимулов для развития приоритетных отраслей экономики в постпандемийный период.

По итогам мероприятия Контрольно-счетной палатой сформулирован ряд предложений Правительству Санкт-Петербурга, в том числе:

1.    Продолжить оказание содействия по расширению параметров доступности капитала для развития и инвестирования в отраслях экономики.

2.    Усилить постоянный мониторинг и совершенствование системы предоставления налоговых льгот и преференций, в особенности инвестиционным, инновационно активным и системообразующим предприятиям, на основе оценки их экономической востребованности.

3.    В целях достижения национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» включить в систему интегральных показателей эффективности государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» целевой показатель «Доля малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте Санкт-Петербурга, %».

4.    Рассмотреть возможность введения налоговых преференций в части уменьшения налогооблагаемой базы по региональным налогам, уплачиваемым индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга, на сумму процентов по кредитам, займам (микрозаймам) в рамках программ для физических лиц, если кредитные (заемные) средства использованы на цели предпринимательской деятельности.

5.    Укреплять культуру публичности и открытости процессов принятия государственных решений, нововведений в сфере предпринимательства.

 

Принимаемые меры:

В рамках государственной поддержки, в том числе с учетом рекомендаций Контрольно-счетной палаты, с 2022 года в условиях санкционного давления Правительством Санкт-Петербурга проводится мониторинг финансово-экономического состояния системообразующих предприятий с целью выявления рисков их функционирования и оперативного оказания мер поддержки.

Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга в 2022 году докапитализирован еще на 2 млрд. рублей. Это позволило предприятиям получить льготный займ для производства необходимой для региона продукции или оказания услуг от 5 до 300 млн рублей по ставке 3-5 % годовых на срок от 1 до 5 лет.

В целях повышения уровня информированности бизнес-сообщества в вопросах господдержки с 2023 года Комитетом по экономической политике и стратегическому планированию запущен Навигатор по мерам поддержки бизнеса в Санкт-Петербурге.

На расширенной коллегии Управления ФНС России по Санкт-Петербургу Губернатором Санкт-Петербурга обозначена необходимость совершенствования информационного взаимодействия между ФНС России и Правительством Санкт-Петербурга по вопросам оказания мер государственной поддержки бизнеса, в том числе в рамках создания городского реестра контрагентов.